Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Защита объектов железнодорожного транспорта: подходы и решения

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Защита объектов железнодорожного транспорта: подходы и решения

Е.М. Орлов
Начальник проектного комплекса

С.В. Ткаченко
Заместитель начальника проектного
комплекса НИКИРЭТ - филиал ФГУП ФНПЦ
"ПО "Старт" им. М.В. Проценко"

Железнодорожный транспорт (ЖДТ) России перевозит огромное количество грузов и пассажиров. На его объектах создается высокая концентрация людей, материальных ценностей, пожаро- и взрывоопасных веществ. В то же время доступ к объектам ЖДТ практически свободен как в местах стоянок, так и на всем пути движения поездов, поэтому они являются привлекательными целями для террористов и преступников.

Обеспечение безопасности на ЖДТ – сложная задача, требующая комплексного подхода и оптимального сочетания организационных, технических и физических мер предупреждения и своевременного реагирования на опасные ситуации. Ключевое значение приобретает правильный  выбор  инженерных  технических средств охраны (ИТСО). В данной статье рассматривается вариант защиты объектов инфраструктуры (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, скоростных участков ЖД) и построение систем ИТСО для ОАО "РЖД" на базе типовых технических решений, разработанных НИКИРЭТ – филиалом ФГУП ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко" (г. Заречный Пензенской обл.) совместно с ОАО "НИИАС". Построение комплекса инженерно-технических средств охраны (КИТСО) выполняется по принципу разбиения участка ЖД на ряд отдельных, входящих в него объектов, подлежащих защите.

При создании системы комплексной безопасности, частью которой является КИТСО, предлагается использовать сотовый принцип построения с трехуровневой интеграцией:

1-й уровень – интеграция охранных систем, установленных на конкретном объекте охраны, с выводом информации на автоматизированные рабочие места (АРМ) поста охраны в составе караула;

2-й уровень – интеграция систем безопасности объектов охраны локального участка линейного объекта ЖД с выводом информации на АРМ оператора участка (караула);

3-й уровень – интеграция систем безопасности локальных участков линейного объекта ЖД с выводом информации на АРМ ситуационного центра ЖД.

В качестве основы информационно-управляющей платформы КИТСО предлагается применить многоуровневую интегрированную систему управления доступом и охранной сигнализацией "Цирконий-С2000", разработанную и выпускаемую НИКИРЭТ. Система "Цирконий-С2000" хорошо зарекомендовала себя при создании КИТСО критически важных объектов, в том числе расположенных на пространственно разнесенных территориях. Она построена по модульному принципу, обладает открытой архитектурой и формируется из отдельных поставочных комплектов аппаратуры, программного обеспечения. В границах объектов охраны информация, поступающая от ИТСО, концентрируется на соответствующих серверах безопасности (СБ) объектов (1-й уровень), с которых она передается на СБ пунктов мониторинга и управления безопасностью локальных участков ЖД (2-й уровень). Необходимая (запрашиваемая) информация передается на СБ ситуационного центра ЖД (3-й уровень).


Верхний уровень включает в себя СБ, АРМ охраны для создания центрального и локальных пунктов управления, АРМ администрирования и аналитики, компьютеры, управляющие периферийной аппаратурой. Количество компьютеров в системе не регламентируется, обеспечивается "горячее" резервирование.

Защитное ограждение объектов охраны ЖД предлагается выполнить на базе комплектов заграждений "Махаон-стандарт" ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ" (г. Пенза). Заграждение создано на основе стальной оцинкованной сетки с полимерным покрытием. Конструкция характеризуется прочностью, долговечностью, малыми металлоемкостью и парусностью. Калитки и ворота, входящие в комплекты заграждения, оснащены замковыми устройствами с единой "мастер-системой".

Для контроля проникновения нарушителей через защитное ограждение на критически важных скоростных линейных участках, перед искусственными сооружениями (ИС), а также вокруг опор (мостов и виадуков) на незатопляемой территории рекомендуется установить радиоволновые средства обнаружения "Газон-21" или радиолучевые средства обнаружения "РЛД Редут-300", выпускаемые НИКИРЭТ. Территории, прилегающие к опорам ИС, в зонах затопления целесообразно контролировать однопо-зиционными извещателями "Коралл-СМ-У" (НИКИРЭТ). Охрану местности вблизи ИС можно осуществлять радиолокационной станцией (РЛС), например Orwell 2k-Radar.

На стационарных постах охраны ИС устанавливаются постовые кабины, в которых размещается АРМ системы "Цирконий С-2000". В состав АРМ входят:

  • пульты универсальные децентрализованного управления типа "Клавесин", обеспечивающие сбор, обработку и отображение информации от средств охранной сигнализации;
  • системы видеонаблюдения с аналитическими функциями и РЛС;
  • кнопка тревожно-вызывной сигнализации;
  • аппарат прямой телефонной связи с начальником караула.

Создание КИТСО объектов ЖДТ на базе системы "Цирконий-С2000" и другого вышеописанного оборудования обеспечит надежную и эффективную защиту объектов ЖДТ и по сравнению с использованием совокупности отдельных систем и средств защиты позволит получить следующие преимущества:

  • повышение информированности об обстановке на контролируемом участке, быструю и точную реакцию на возникающие угрозы за счет автоматизации процессов управления, контроля и принятия решений по обеспечению безопасности;
  • простоту получения необходимой информации, возможность ее анализа и выработки максимально адекватных управляющих воздействий на основе единого информационного поля;
  • возможность реализации сложных алгоритмов функционирования системы с целью повышения эффективности выполнения задач по обеспечению безопасности объектов;
  • снижение затрат на создание и эксплуатацию систем ИТСО.

В настоящее время в активе НИКИРЭТ имеются отработанные типовые проектные решения по защите искусственных сооружений (мостов, тоннелей, виадуков, путепроводов), вокзалов, тяговых подстанций, локомотивных депо, а также опыт проектирования интегрированной системы безопасности совмещенной железной и автомобильной дороги между г. Адлером и курортом "Альтоника-Сервис", входящим в новостройки олимпийского Сочи.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2010
Посещений: 14545

  Автор

 

Орлов Е. М.

Начальник проектного комплекса

Всего статей:  1

  Автор

 

Ткаченко С. В.

Заместитель начальника проектного
комплекса НИКИРЭТ - филиал ФГУП ФНПЦ
"ПО "Старт" им. М.В. Проценко"

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций