Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Федеральные законы по обеспечению безопасности объектов и системы комплексной безопасности

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Федеральные законы по обеспечению безопасности объектов и системы комплексной безопасности

С.М. Вишняков,
независимый эксперт

В борьбе с терроризмом и преступлениями принимают участие все органы государственной власти и в первую очередь - правоохранительные органы.

ФЗ "О безопасности" 1992 г.

Первым Федеральным законом Российской Федерации (далее ФЗ) по вопросам безопасности был закон "О безопасности" №2446-1 от 5 марта 1992 г. ФЗ закреплял правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определял систему безопасности и ее функции, устанавливал порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Безопасность определялась в ФЗ как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз", а под жизненно важными интересами понималась "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства".

По ФЗ к основным объектам безопасности относятся: "личность - ее права и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность".

Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Безопасность достигается "проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства".

Одной из функций системы безопасности, организованной государством, является "создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности".

ФЗ "О противодействии терроризму" 2006 г.

Последним значимым для общества в вопросах обеспечения безопасности был № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. В нем утверждались основные принципы противодействия терроризму, в том числе следующие:

  • системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  • единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  • соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности".

Приведенные ФЗ, в основном, были направлены на создание организационных мер по обеспечению безопасности. Последующие ФЗ рассматривали и техническую составляющую в обеспечении безопасности объекта, создавая тем самым условия для формирования систем комплексной безопасности.

Основные термины, понятия и определения по обеспечению пожарной безопасности

В развитие ФЗ № 2446-1 были приняты ФЗ для отдельных сфер жизнедеятельности общества, закрепившие различные основополагающие понятия и термины.

Например, в № 69-ФЗ РФ "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. даются следующие определения:

  • пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  • требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Достаточно полно раскрываются требования по сочетанию организационных мер и применению технических средств в ФЗ РФ "О безопасности гидротехнических сооружений" от 23 июня 1997 г. и ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО)" от 21 июля 1999 г.

Безопасность гидротехнических сооружений

Среди общих требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений можно выделить:

  • обеспечение допустимого уровня риска аварий и представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
  • осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

Критерием безопасности гидротехнического сооружения служат предельные значения количественных и качественных показателей его состояния и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому установленному уровню риска аварии. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который должен содержать сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливались Правительством Российской Федерации.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация должны были представлять декларацию в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов

Промышленная безопасность ОПО определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и от последствий указанных аварий.

В соответствии с ФЗ выделяются две категории ОПО. К первой категории относятся ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества, газы, окисляющие вещества, горючие и взрывчатые вещества.

Вторую группу представляют собой ОПО, использующие оборудование под давлением более 0,07 МПа или с температурой воды более 115 °С. Такими объектами могут быть не только промышленные предприятия, но и транспортные средства с взрывоопасным грузом, некоторые объекты соцкультбыта.

Можно выделить 2 группы видов деятельности в области обеспечения промышленной безопасности:

  • проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО;
  • изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО.

ФЗ также были установлены требования к готовности осуществлять действия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Указано на необходимость создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать эти системы в пригодном к использованию состоянии.

№ 116-ФЗ законодательно утвердил положения, ранее определенные постановлениями Правительства РФ "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации" № 928 от 11 августа 1998 г. и "О применении технических устройств на опасных производственных объектах" № 1540 от 25 декабря 1998 г.

Постановлением Госгортехнадзора РФ от 27 октября 2000 № 63 был утвержден РД 03-315-99 "Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней".

В Положении установлено, что обоснование декларирования должно включать в себя:

  • данные о количествах опасных веществ, на основании которых ОПО отнесен к декларируемым объектам;
  • перечень правовых нормативных документов, на основании которых принято решение о разработке декларации.

Анализ безопасности должен включать в себя:

  • характеристику опасных веществ;
  • данные о технологии и аппаратурном оформлении;
  • описание технических решений по обеспечению безопасности.

В итоге декларация должна подтверждать достаточность принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями ПБ, а также к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО; кроме того, определять мероприятия, направленные на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

Новые условия обеспечения безопасности объектов, особенно опасных производственных и им подобных, возникли с реализацией положений законов № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и № 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О техническом регулировании".

В № 184-ФЗ приняты определения и понятия "продукция" и "безопасность продукции". Эти понятия необходимы при рассмотрении реализации требований № 184-ФЗ по отношению к объектам защиты. Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее "безопасность") - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Первая программа Правительства РФ по разработке технических регламентов рассматривала вопросы обеспечения безопасности не только продуктов и товаров для человека, но и зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий.

Последующие ФЗ уже учитывали новые тенденции, появившиеся с принятием ФЗ о техническом регулировании.

ФЗ "О транспортной безопасности" от 9.02 2007 г.

Наиболее полно требования по безопасности были сформулированы в № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г., в котором категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств напрямую связано с созданием необходимых уровней защищенности.

Обеспечение транспортной безопасности -реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Из основных задач обеспечения транспортной безопасности можно выделить:

  • нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
  • определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
  • оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • разработку и реализацию требований и мер по обеспечению транспортной безопасности.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливались Правительством Российской Федерации.

Технические регламенты для комплексных систем безопасности

В 2009 г. большинство организаций, предприятий и специалистов, ведущих работы по созданию и внедрению комплексных систем безопасности (на стационарных объектах в виде зданий, строений, сооружений в первую очередь), будут ощущать применение и влияние разработанных и разрабатываемых технических регламентов для этой сферы.

Первым, имеющим прямое отношение к вопросу обеспечения безопасности объектов, является технический регламент по пожарной безопасности. Именно на него будут ориентироваться при разработке других технических регламентов по безопасности.

№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 г.

В этом законе установлено, что "каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности", которая включает в себя "систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности... Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом".

Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

В ФЗ дается классификация пожаров и опасных факторов пожара, технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности, а также пожарно-техническая классификация и определения категорий зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрыво-пожарной опасности.

Классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности используется для установления безопасных параметров ведения технологического процесса.

Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков применяется для установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

В № 123-ФЗ рассматриваются и такие системы, как система противодымной защиты, система пожарной сигнализации, система передачи извещений о пожаре.

Система пожарной сигнализации - это совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.

Система передачи извещений о пожаре - совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.

Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны автоматически определить, имеет ли место возгорание, за время, необходимое для включения систем оповещения, в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

Системы создаются с применением различного вида установок пожаротушения и средств пожарной автоматики, в состав которых входят:

  • извещатели пожарные;
  • приборы приемно-контрольные пожарные;
  • приборы управления пожарные;
  • технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные;
  • системы передачи извещений о пожаре;
  • другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики.

Именно они помогают защитить людей и имущество от воздействия опасных факторов пожара.

Основываясь на существовавших нормах пожарной безопасности, регламент ввел и новые требования в соответствии с № 184-ФЗ. Одним из подобных требований является подтверждение соответствия обеспечения пожарной безопасности на объекте путем ее декларирования.

По № 123-ФЗ "декларация составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации". "Лица, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Проект Федерального закона "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества"

В середине 2008 г. в Правительство Российской Федерации был передан на рассмотрение проект Федерального закона "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества" (ТР ПКЗ).

Проект разработан специалистами ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России на базе национальных стандартов и руководящих документов МВД РФ.

Основные положения проекта были изложены в статье А.К. Крахмалева (журнал "Системы безопасности", 2008, № 5).

ТР ПКЗ установил понятие "криминальная безопасность" как состояние объекта защиты, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы либо действия ее последствий, и распространил требования на технические средства противокриминальной защиты. В качестве объектов защиты были приняты стационарные и подвижные объекты.

К стационарным объектам отнесены здания, строения, сооружения, их отдельные части или помещения, территории, занимаемые ими или прилегающие к ним, отдельные территории и находящиеся на них имущество, документы, денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц.

К подвижным объектам отнесены транспортные средства - автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный транспорт.

К техническим средствам и системам обеспечения противокриминальной защиты относятся:

  • средства инженерно-технической укрепленности;
  • системы охранной сигнализации:
    - средства обнаружения проникновения - автоматические и неавтоматические (тревожная сигнализация) охранные извещатели;
    - средства сбора и обработки информации - приборы приемно-контрольные, блоки, устройства и модули в составе комплексных (интегрированных) систем;
    - системы передачи извещений;
    - пульты централизованного наблюдения;
  • системы контроля и управления доступом;
  • системы охранные телевизионные;
  • системы оповещения о тревоге;
  • системы оперативной связи;
  • технические средства досмотра;
  • системы охраны и мониторинга транспортных средств;
  • средства и системы защиты от краж отдельных предметов;
  • системы электропитания и охранного освещения;
  • взрывозащитные средства.

Представленные ТР по № 123-ФЗ и проект ТР на ПКЗ объекта определяют наиважнейшие составляющие обеспечения безопасности любого объекта.

К ним при определенных требованиях и для объектов особой значимости и назначения могут добавляться дополнительные требования специального характера. Это относится к ОПО и объектам, защищаемым от угроз террористического характера. В этом случае системы будут дополняться необходимыми техническими средствами.

Особые требования по обеспечению информационной безопасности или по защите от угроз радиационного или экологического характера могут быть применены к системам специального назначения. При подобном расчленении системы обеспечения безопасности любого объекта в итоге могут иметь пять основных составляющих:

  • систему обеспечения пожарной безопасности;
  • систему обеспечения противокриминальной защиты;
  • систему обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • систему обеспечения антитеррористической защиты объекта на базе систем обеспечения противокриминальной защиты;
  • систему специального назначения.

В данном перечне отсутствуют присущие абсолютному большинству объектов системы и сети инженерного обеспечения, энергообеспечения, электроснабжения и прочие системы, наличие которых определяется другими техническими и проектными решениями, - возможно, они будут рассмотрены в техническом регламенте "Безопасность зданий и сооружений".

На базе первых четырех взаимосвязанных систем можно рассматривать единую систему обеспечения комплексной безопасности объекта. Такая система может оказать существенное влияние на повышение эффективности управления, принятия решений и мобилизации сил и средств на всех стадиях предупреждения, предотвращения и ликвидации последствий возможных угроз. Кроме того, она позволит решать технические проблемы путем интеграции функций своих подсистем.

Различия по представлению деклараций по безопасности объекта

В соответствии с № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности объекта представляет собой совокупность деклараций на отдельные системы СКВ.

По проекту ТР ПКЗ декларация безопасности должна подтверждать соответствие именно технических систем ПКЗ объекта. Проект предлагает три схемы подтверждения соответствия реализованной на объекте системы противокриминальной защиты. Изучив представленные федеральные законы и технические регламенты на важные составляющие СКВ, можно рассмотреть создание нормативного документа, облегчающего решение вопросов декларирования на конкретном объекте. Этот документ, представляющий собой "свод правил", мог бы быть полезным Ассоциации производителей.

В изложении ТР ПКЗ и ТР по пожарной безопасности имеются существенные различия. Тем не менее на объектах при их реализации будут действовать общие подходы к основным вопросам декларирования, к которым я бы отнес следующие:

  • назначение и значимость объекта, его определяющие характеристики;
  • место расположения объекта, его климатические условия, возможность проявления природных чрезвычайных ситуаций, способных усложнить или нарушить его нормальную жизнедеятельность;
  • анализ электромагнитной обстановки и установление других возможных источников помех для работы технических средств и систем;
  • другие возможные особенности эксплуатации объекта и предполагаемых технических средств и систем;
  • обоснование и условия применения системы обеспечения комплексной безопасности;
  • анализ возможности появления угроз от человека и технических средств, реализуемых на объекте и дополнительно влияющих на усиление возможности появления угроз;
  • расположение объекта и его влияние на рядом находящиеся объекты и территории при реализации наиболее опасных возможных угроз;
  • установление соотношения влияния организационных мер и применения технических средств и систем (СКВ) на предупреждение и/или устранение возникших угроз и их последствий;
  • анализ мест, зон объекта, уязвимых и наиболее подверженных воздействию установленных и принятых угроз;
  • принятие решения по категориям объекта в соответствии с требованиями технического регламента (ТР);
  • принятие решения по формированию подсистем или средств и систем, составляющих СКВ и установленных требованиями ТР;
  • составление и утверждение технического задания на СКВ и на две ее основные составляющие;
  • установление общих и частных требований к энергообеспечению и проведению монтажных работ;
  • выбор и обоснование применения технических средств и систем, составляющих СКВ;
  • установление общих и частных требований по составу и объему проектной, эксплуатационной и ремонтной документации;
  • установление общих и частных требований к методам испытаний на объекте по оценке подтверждения соответствия предъявляемым требованиям ТЗ;
  • составление и принятие декларации соответствия;
  • обеспечение условий проведения инспекционного контроля.

Возможно, что представленное рассмотрение покажется надуманным, но это - результат стремления облегчить многие вопросы, возникающие у заказчика, собственника, исполнителя, проектировщика и непосредственно организаций, реализующих на объекте все вопросы по формированию систем безопасности, как бы они ни назывались.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2009
Посещений: 58801

  Автор

Вишняков С. М.

Вишняков С. М.

Редактор раздела "Комплексные системы безопасности"

Всего статей:  43

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций