В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
СКУД имеют очень широкую сферу применения в различных областях, связанных с идентификацией объектов и человека: логистика, транспорт, торговля, контроль и учет рабочего времени, биометрические системы идентификации личности в паспортном контроле, медицине, криминалистике, контроль доступа к информационным ресурсам, различные платежные и банковские системы и т.д. Это позволяет говорить о значительных объемах рынка СКУД и о перспективности его дальнейшего развития в общемировом масштабе.
Вступление России в ВТО, которое произошло в декабре 2011 г., увеличивает роль международной стандартизации как с точки зрения применения международных стандартов в России, так и с точки зрения участия российских специалистов в их разработке.
Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с учетом всех последних изменений и добавлений) напрямую указывает на приоритетность применения международных стандартов.
Однако хочу еще раз обратить внимание специалистов на проблемы в области национальной стандартизации, которые были вызваны принятием в 2002 г. федерального закона № 184-ФЗ, цель которого декларировалась его создателями как реформирование системы национальной стандартизации в России. С критикой этого закона, в том числе с весьма радикальной, можно познакомиться на страницах различных журналов и в Интернете. Очередной раз она прозвучала в декабре 2012 г. на конференции, когда было отмечено, что выполнение недавно принятого федерального закона № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" потребует создания нормативной базы национальных стандартов по безопасности и соответствующей активной работы специалистов технических комитетов по стандартизации. Однако в выступлениях было отмечено, что Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" практически блокировал работу по национальной стандартизации в России.
Можно очень долго дискутировать по этому вопросу и анализировать доводы сторонников и противников закона "О техническом регулировании", однако приведу несколько примеров, исходя из принципа "практика - критерий истины", которые, по моему мнению, подтверждают правоту противников этого закона.
1. С 2002 г. принято только 24 технических регламента вместо нескольких сотен запланированных (в первоначальных планах порядка 700).
2. Сами термины "техническое регулирование" и "технический регламент" в практике отечественных технических специалистов и специалистов по стандартизации использовались в достаточно узком специализированном значении, а появление их в нормативно-правовых документах уровня ФЗ связано с некорректным переводом зарубежных англоязычных нормативных документов в области стандартизации. По этому поводу приведу сокращенную цитату (www.rg.ru/2007/02/20/tehreglament.html):
"Англоязычный термин technical regulation используется в Руководстве 2-1991 ИСО МЭК "Общие термины, касающиеся стандартизации и связанной с ней деятельности". Этот термин использован в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле и определяется как документ, устанавливающий (регламентирующий) определенные характеристики товара и процессов его производства, соблюдение которых обязательно. Это общепринятое в мире определение стандарта переводится с английского как "техническая норма" - синоним стандарта, но не "технический регламент" - понятие совсем иное (документы, регламентирующие правила использования продукции и объектов). Обязательно соблюдаемая техническая норма у нас прежде именовалась государственным стандартом. В упомянутых документах ИСО указан еще и просто "стандарт", применяемый добровольно, у нас это "стандарты предприятий".
3. Многочисленные поправки к этому закону, которые принимались за прошедшее время, только внесли еще большую путаницу в его толкование и фактически свели на нет те рациональные положения, которые декларировались этим законом в первоначальном варианте. Например, снижение влияния государства на бизнес путем уменьшения круга обязательного лицензирования деятельности и сертификации продукции. С одной стороны, реальность показала, что в области обеспечения безопасности только государство может и должно обеспечивать соблюдение обязательных требований. С другой стороны, передача лицензирования и сертификации в частные руки привела к снижению действенности и эффективности сертификации как механизма повышения безопасности и качества продукции. Многочисленные конторы по сертификации, предлагающие "любые сертификаты за 1 день", фактически дискредитируют эту деятельность.
Можно привести еще много примеров других проблем в вопросах национальной стандартизации, вызванных этим законом. Перспектива их решения - в принятии нового закона "О стандартизации", который должен заменить № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Несмотря на существующие проблемы и трудности с "техническим регулированием" и "техническими регламентами", работа над стандартами - международными и национальными - в области безопасности продолжается. Работа по стандартизации в области систем противокриминальной защиты, куда входят СКУД, проводится российским техническим комитетом по стандартизации ТК 234 "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты" и техническим комитетом Международной электротехнической комиссии МЭК/ТК 79 "Системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности".
Определенным знаковым событием в этой работе стало то, что впервые в России организовано и проведено международное заседание технического комитета МЭК/ТК 79.
С 27 по 28 июня 2012 г. в городе Дубне Московской области прошло пленарное заседание МЭК/ТК 79 "Системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности". На заседании присутствовали делегаты из 12 стран, в том числе из Китая, США, Канады, Швеции, Швейцарии, Италии, Франции, Южной Кореи, Ирландии, Германии и др.
Заседание было организовано российским техническим комитетом по стандартизации ТК 234 "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты" (ФКУ НИЦ "Охрана" МВД России) при поддержке Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии России (Росстандарт), МВД России, ОАО "Особая экономическая зона ТВТ "Дубна", администрации Дубны.
27 июня 2012 г. делегаты обсуждали текущие вопросы по проектам новых международных стандартов в рабочих группах WG11 "Системы контроля доступа" и WG12 "Системы видеонаблюдения".
28 июня в Доме международных совещаний состоялось пленарное заседание МЭК/ТК 79, на котором делегаты обсудили общие вопросы стандартизации в области систем тревожной сигнализации и электронных систем безопасности и стратегический план дальнейшей работы комитета.
В деятельности МЭК/ТК 79 по стандартизации особое внимание уделяется СКУД и СОТ (системам охранного телевидения). Это связано с тем, что за последние годы эти системы стремительно развивались в сфере обеспечения безопасности. В 2007 г. в рабочую программу МЭК/ТК 79 была включена разработка ряда документов по стандартизации СКУД и СОТ. За основу для разработки международного стандарта на СКУД приняли предложение Канады - национальный стандарт Канады CAN/ULC-S319-05 Electronic Access Control Systems ("Электронные системы контроля доступа").
Для работы над проектом была создана рабочая группа WG11, в состав которой вошли и представители от России. В настоящее время рабочей группой подготовлена очередная редакция проекта международного стандарта IEC 60839-11-1 Ed.l: Alarm Systems - Part 11-1: Electronic Access Control Systems -System and Components Requirements ("Электронные системы контроля доступа. Требования к системам и компонентам"). Последняя редакция документа была представлена на совещании в Дубне.
Краткая информация о содержании и особенностях предпоследней редакции этого стандарта была опубликована в статьях:
В соответствии с процедурой разработки международных стандартов работа над стандартом проходит шесть стадий. Представленная на совещании в Дубне редакция стандарта находится на пятой стадии - проект комитета, рассылаемый на голосование (Committee Draft Voting, CDV), - это проект комитета, доработанный группой экспертов с учетом поступивших замечаний. Таким образом, работа над стандартом близка к завершению. Окончательная стадия -проект международного стандарта (Final Draft International Standard, FDIS) -это доработанный группой экспертов с учетом поступивших замечаний по предыдущей стадии окончательный проект международного стандарта. Это стадия, на которой осуществляется утверждение стандарта.
В процессе работы над стандартом специалистами рабочей группы WG11 было принято решение, что первоначальный проект документа в связи с его значительным объемом необходимо разбить на отдельные стандарты. Таким образом, стандарт будет состоять из четырех частей. Первая часть - IEC 60839-11-1 Ed.l: Alarm systems - Part 11-1: Electronic Access Control Systems - System and components requirements ("Электронные системы контроля доступа. Требования к системам и компонентам") планируется к утверждению в июне 2013 г.
В планы дальнейшей работы включены еще три документа:
Планируемый срок окончания работ по всем этим документам - июль 2015 г.
В 2011-2012 гг. в МЭК/ТК 79 были поставлены новые темы работы над стандартами, также касающиеся непосредственно систем контроля доступа.
Представителями Южной Кореи была предложена тема разработки стандарта на цифровые дверные замки: IEC 62692 Ed.l. Digital Door Lock System Standard (Including Component Requirements) ("Цифровые дверные замки (включая требования к компонентам").
Экспертами из Китая предложена тема стандарта на интерком-системы для зданий (домофонные и видеодомо-фонные системы): IEC 62820 Ed.l. General requirement for Building Intercom Systems ("Общие требования на интерком-системы для зданий").
Эти новые темы после обсуждения членами МЭК/ТК 79 были включены в план работы технического комитета, сформированы соответствующие рабочие группы из экспертов и начата работа над стандартами.
Касаясь вопроса стандартизации СКУД, нельзя не отметить важнейшие компоненты систем доступа - идентификаторы. В конце концов, именно они (и в целом принципы и устройства идентификации) определяют базовые характеристики СКУД. Однако сфера использования идентификаторов значительно шире. Соответственно международной стандартизацией идентификаторов занимаются и другие технические комитеты ИСО/МЭК. Наиболее широко в качестве идентификаторов применяются пластиковые карты различных технологий, радиочастотные идентификаторы RFID и Proximity, электронные ключи и др. Особо можно отметить биометрические технологии. Соответственно международная стандартизация в этой области ведется также очень активно. Приведу только несколько примеров:
Это серия стандартов ISO/IEC 18000, которая описывает серию разнообразных RFID-технологий, каждая из которых использует уникальный диапазон частот. ISO/IEC 18000 состоит из 6 частей под общим названием "Информационные технологии - Радиочастотная идентификация". Методы испытаний для различных частей стандарта ISO/IEC 18000 определены в соответствующих частях стандарта ISO/IEC 18047 (два стандарта). Методы тестирования определены в стандартах ISO/IEC 18046 (6 стандартов). Разработкой этих стандартов занимается подкомитет SC31 "Автоматическая идентификация и методы сбора данных" технического комитета ISO/IEC JTC1 "Информационные технологии".
Область стандартизации МЭК/ТК79 не может ограничиваться только деятельностью по безопасности. Имеются многочисленные взаимосвязи в стандартах, которые требуют учитывать и согласовывать каждый конкретный документ с другими областями стандартизации и с наработками, и с интересами других технических комитетов.
МЭК/ТК79 взаимодействует в области криминальной безопасности с другими комитетами международных и европейских органов по стандартизации. На рис. 4 приведена структура взаимодействия МЭК/ТК79. Особо следует отметить, что в состав комитета с 2010 г. наряду с представителями национальных органов по стандартизации вошли представители международных промышленных ассоциаций ONVIF и PSIA. И нужно отметить, что эти корпоративные члены оказывают все большее влияние на разработку международных стандартов. Особенно это проявляется в разработке стандартов на системы IР-видеонаблюдения. ONVIF и PSIA также активно включились и работу по стандартизации СКУД.
Подводя итоги, можно отметить:
Опубликовано: Каталог "СКУД. Антитерроризм"-2013
Посещений: 8639
Автор
| |||
В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций