Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Обеспечение безопасности на железнодорожных переездах

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обеспечение безопасности на железнодорожных переездах

Пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне -сложные и опасные элементы дорожной сети, оказывающие существенное влияние на эффективность эксплуатации и безопасность автомобильного и железнодорожного транспорта в целом

О.Л. Шаповал
Председатель совета директоров ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Высокие темпы автомобилизации (более 1,3 млн автомобилей в год) и появление скоростных поездов создают дополнительные трудности для обеспечения безопасности движения через переезды. К этому следует добавить, что улично-дорожная сеть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2–3 раза. Проблема железнодорожных переездов актуальна не только для России, но и для большинства промышленно развитых стран. Эти объекты характеризуются непроизводительными простоями автотранспорта и дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), в том числе с особо тяжкими последствиями. Кроме того, не исключена возможность умышленного тарана локомотива автотранспортным средством с целью совершения теракта. Подобные происшествия, наряду со значительными материальными потерями, вызывают и большой общественный резонанс.

ДТП на железнодорожных переездах

По данным ОАО "РЖД", в Российской Федерации в 2010 г. на железнодорожных переездах произошло 260 ДТП, число которых выросло на 28% по сравнению с 2009 г. Причиной 77 столкновений автотранспорта с пассажирскими и пригородными поездами стало нарушение водителями правил переезда железнодорожных путей. В том числе зафиксировано 7 ДТП с участием автобусов, при которых были поставлены под угрозу жизнь и здоровье пассажиров. Общее количество пострадавших в 2010 г. составило 230 человек (в 2009 г. – 154), в том числе погибли 72 человека (в 2009 г. – 48). Самая тяжелая аналогичная авария была на Украине – 45 погибших.


Расследования ДТП на переездах показали, что все они произошли из-за нарушений водителями автотранспортных средств правил дорожного движения. В частности, четыре раза водители объезжали закрытые шлагбаумы, 225 раз проезжали на запрещающий сигнал светофора. Основные причины ДТП на железнодорожных переездах – невнимательность, беспечность, торопливость, лихачество, а порой и преступная халатность.

Специалистами РЖД подсчитано, что ДТП на переездах негативно сказались на работе железных дорог, в частности были повреждены 143 единицы подвижного состава (в 2009 г. – 48).

Полный перерыв в движении поездов составил более 199 ч. Компании был причинен материальный ущерб в размере более 24,9 млн руб. На сети железных дорог в России сегодня эксплуатируется свыше 11 тыс. железнодорожных переездов, из которых 2,3 тыс. обслуживается работниками железнодорожного транспорта.

Железнодорожные переезды: особенности обеспечения безопасности

В создавшихся условиях особую значимость приобретают вопросы обеспечения безопасности движения через железнодорожные переезды. Сегодня на разных уровнях рассматривается возможность установки на наиболее опасных участках специальных физических препятствий для недопущения выезда на переезд автомобильного транспорта. На эксплуатируемых объектах внедряются перспективные технические решения, направленные на обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспортных средств и подвижного состава железных дорог.

Одно из передовых направлений этой работы – оборудование указанных объектов противота-ранными устройствами (ПТУ) шлагбаумного типа для недопущения несанкционированного проезда, особенно на тех участках, где статистическая вероятность столкновения подвижного состава и автомобильного транспорта особенно велика, а установка конструкций выдвижного и тросового типов запрещена правилами Минтранса. Для обеспечения безопасности на железнодорожных переездах в Центре специальных инженерных сооружений института радиоэлектронной техники (ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ", г. Пенза) разработано и серийно выпускается ПТУ шлаг-баумного типа с удлиненной стрелой, специально предназначенное для обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. ПТУ последней модификации полностью перекрывает дорожное полотно шириной 7,5 м.

Новое ПТУ гарантированно останавливает транспортное средство массой до 10 т, движущееся со скоростью 40 км/ч. Оно сдерживает как удар по барьеру в горизонтальной плоскости, так и удар, направленный снизу вверх под углом 45 град. Конструкция устройства позволяет проводить замену стрелы после таранного воздействия и не требует большого объема ре-монтно-восстановительных работ. Механизмы ПТУ рассчитаны на долговременную работу во всех климатических зонах России. По мнению специалистов в области транспортной безопасности, новая разработка претендует на немедленное внедрение и широкое использование на объектах транспортной инфраструктуры.

ПТУ шлагбаумного типа: преимущества

Следует отметить, что в отличие от применяемых сегодня устройств выдвижного типа, монтируемых на уровне дорожного покрытия, ПТУ шлагбаумного типа не требует дополнительных затрат на дренажную систему и систему обогрева, а также регулярной очистки механизмов зимой и в межсезонье от грязи, снежной кашицы и наледи.

Основное отличие ПТУ шлагбаумного типа – расположение барьера выше уровня дорожного полотна, за счет этого данный тип ПТУ имеет ряд неоспоримых преимуществ перед устройствами, монтируемыми в дорожное покрытие. При их использовании, например, нет необходимости в ограничении массы, высоты и скорости пропускаемого транспорта.


Применяемые сегодня дорожные блокираторы имеют высоту выдвижения не более 400 мм, поэтому удар при остановке транспортного средства приходится на колесную пару и подвеску автомобиля. При этом рама с загруженным кузовом может продолжать движение по инерции на протяжении нескольких метров и нанести значительный урон идущему поезду. ПТУ шлагбаумного типа, имеющие высоту от 800 мм и выше, принимают на себя таранный удар рамы автомобиля, что существенно препятствует перемещению разрушенных частей транспортного средства к железнодорожным путям.

Основные технические характеристики

  • служит непреодолимым препятствием для транспортного средства массой до 10 т, движущегося со скоростью до 40 км/ч;
  • ширина блокируемого дорожного проезда составляет 7,5 м;
  • высота барьера – (800±40) мм;
  • потребляемая мощность – 5,5 кВт. Электропитание: промышленная трехфазная электросеть    переменного    тока    напряжением 380 В ± 10% и частотой (50±1) Гц;
  • управление ПТУ производится со стационарного пульта (шкафа управления) и с выносного пульта. По специальному заказу его можно обеспечить по радиоканалу с пульта дистанционного управления. При отсутствии электропитания предусмотрено ручное управление барьером;
  • время опускания/поднимания не более 10/21 с;
  • условия эксплуатации: диапазон рабочих температур для выносного пульта управления составляет от -40 до +40 °С, а для шкафа управления – от +5 до +40 °С;
  • максимальное расстояние между механической частью ПТУ и шкафом управления, а также между шкафом управления и выносным пультом может достигать 70 м;
  • масса ПТУ не более 4900 кг.

ПТУ требуется минимальное техническое обслуживание после 200–300 тыс. циклов (открывание/закрывание). Срок службы – 10 лет.

ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ" предлагает специалистам проектных организаций воспользоваться опытом проектирования транспортных проездов с использованием ПТУ. С типовыми проектными решениями можно ознакомиться на сайте www.cesis-proekt.ru.

ЦЕСИС НИКИРЭТ, ЗАО
440013 Пенза, ул. Чаадаева, 62
Тел.: (8412) 90-0933, 90-0173
Факс: (8412) 90-0933, 57-2491
E-mail: info@cesis.ru, snabsbit@cesis.ru
www.cesis.ru

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2011
Посещений: 16703

  Автор

 

Шаповал О.Л.

ЦеСИС НИКИРЭТ

Всего статей:  16

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций