Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Обзор рынка картоприемников: классификация и особенности применения в СКУД

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обзор рынка картоприемников: классификация и особенности применения в СКУД

Картоприемники становятся все более популярными в организациях с большим числом посетителей, когда разовому посетителю выдается карта, которая регистрируется в СКУД при его входе на объект. Основное назначение картоприемника – изъятие пропускной карты у разового посетителя при его выходе с объекта. Такие устройства также нужны там, где требуется регистрация точного времени прихода и ухода разовых посетителей – более достоверная, чем по записи в журнале охраны. Картоприемники используются также в местах абонементного платного обслуживания (спортзалы, бассейны) для автоматического определения положительного баланса и изъятия карты с нулевым балансом
Владимир Войцеховский
Начальник КБ ООО ПК "РостЕвроСтрой", к.т.н.

В техническом плане устройства для изъятия банкнот, монет (например, поддельных) появились в середине прошлого столетия в США. В 1960-х гг. Джон Виганд (John Wiegand) запатентовал радиокарты-идентификаторы (Proximity-карты) для контроля доступа, которые получили широкое распространение. В последние десятилетия эти карты стали использовать не только в качестве пропусков постоянных сотрудников, но и для разовых посетителей. При большом потоке разовых посетителей, например в организациях коммунальных служб (Водоканал, Энергосбыт), гостиницах и др., в целях экономии средств возникла необходимость в сборе использованных разовых пропусков для выдачи их (в перепрограммированном виде) другим посетителям, что привело к появлению картоприемников.

Главные функции

Картоприемники относятся к устройствам для чтения, сортировки и сбора бесконтактных (Proximity) карт доступа. Они могут применяться в системах контроля и управления доступом в качестве картоприемника, который считывает бесконтактную карту доступа, передает считанную информацию в СКУД, получает от СКУД классификационную информацию о карте (например, "Пропуск по карте не разрешен", "Карта постоянного сотрудника", "Карта временного посетителя" и др.) и выполняет либо возврат карты, либо прием ее в хранилище с возможной выдачей команды управляющему устройству (например, турникету) на разрешение прохода.

При большом потоке разовых посетителей, например в организациях коммунальных служб (Водоканал, Энергосбыт), гостиницах и др., в целях экономии средств возникла необходимость в сборе использованных разовых пропусков для выдачи их (в перепрограммированном виде) другим посетителям, что привело к появлению картоприемников

Алгоритм работы

В корпусе картоприемника имеется щель для вставки карты. Механизм картоприемника подает карту вовнутрь, аналогично банкомату, где происходит считывание карты (в некоторых картоприемниках карта не подается вовнутрь, а считывается в положении, допускающем ее изъятие владельцем; теоретически это допускает возможность хищения разовой карты). Затем считанная информация анализируется или контроллером считывателя, или центральным устройством СКУД, и по результатам анализа могут выполняться следующие действия:

  • действительная карта разового посетителя падает в контейнер картоприемника, при этом подается команда на открытие преграждающего устройства (турникета) для выхода разового посетителя; некоторые картоприемники рассчитаны только на работу с картами разовых посетителей и не распознают карты постоянных сотрудников. Кроме того, в некоторых картоприемниках карта разового посетителя падает в контейнер только после выхода посетителя с объекта (после поступления сигнала "факт прохода" от турникета), а при отсутствии факта прохода возвращается посетителю. Это повышает надежность и качество СКУД, устраняя возможные недоразумения;
  • действительная карта постоянного сотрудника не падает в контейнер картоприемника, а возвращается владельцу, при этом подается команда на открытие преграждающего устройства (турникета).

Если карта недействительна, то турникет не открывается, а карта, в зависимости от конструкции картоприемника, либо падает в контейнер, либо возвращается владельцу.

Как правило, передняя стенка устройства закрывается на замок, что позволяет обеспечивать санкционированный доступ к контейнеру картоприемника. Заполнение приемного контейнера индицируется световой индикацией на крышке. Для системы СКУД картоприемник формирует сигналы "Заполнение более 75%" и (или) "Заполнение 100% – авария". При заполнении контейнера на 100% картоприемник блокируется (невозможно вставить карту или карта не считывается).

В некоторых картоприемниках предусмотрен защитный механизм, не позволяющий вставить более одной карты, несанкционированно вынуть карту или протолкнуть ее в приемный контейнер. Это повышает надежность работы картоприемника и исключает присвоение карты разовым посетителем

Картоприемник является законченным устройством, его монтаж заключается в установке его на полу (или на стене) на анкерные болты, подаче питания и соединении со СКУД или исполнительным устройством. Контейнер для сбора карт обычно находится внутри картоприемника за дверцей, открываемой ключом.

Типы устройств

В некоторых картоприемниках предусмотрен защитный механизм, не позволяющий вставить более одной карты, несанкционированно вынуть карту или протолкнуть ее в приемный контейнер. Это повышает надежность работы картоприемника и исключает присвоение карты разовым посетителем.

Есть картоприемники, в которых карты постоянных сотрудников не подаются внутрь для считывания, а считываются при поднесении карты к картоприемнику – это сокращает время на проход постоянных сотрудников, если для них нет считывателя на турникете.

В картоприемниках имеется световая и звуковая индикация режимов работы ("Ожидание карты", "Проход разрешен", "Проход запрещен", "Заполнение контейнера 100% – авария" и др.). Например, в некоторых картоприемниках звучит прерывистый предупреждающий звуковой сигнал, если после возврата карты человек забыл ее забрать. Функция препятствует утере карт постоянными сотрудниками.

Варианты исполнения

Как и преграждающие устройства СКУД, картоприемники выпускаются в разных исполнениях:

  • корпус из крашеной или нержавеющей стали;
  • для использования в отапливаемых помещениях или на улице;
  • для считывания магнитных карт или Proximity-карт.

Для уличного исполнения следует выбирать корпус из нержавеющей стали или оцинкованный корпус с покрытием краской, для уличного исполнения предпочтительны устройства с подогревом.

В России почти все отечественные фирмы, которые производят турникеты (ARGO, "Возрождение", ОМА, PERCo, "РостЕвроСтрой", "ШЭЛНИ", "Эликс" и др.), выпускают и картоприемники для посетителей. Немецкая фирма KABA предлагает картоприемники для водителей грузовых машин

Наиболее распространены картоприемники, устанавливаемые на полу рядом с турникетом (рис. 1), так как, во-первых, время, в течение которого разрешен проход от момента считывания карты, составляет 4–5 с, и посетитель за это время должен успеть пройти, во-вторых, напольные картоприемники более эстетичны и удобны в использовании, чем настенные.


Существуют также картоприемники настенные или навесные (рис. 2). Их используют или в тех случаях, когда не хотят или не имеют возможности установить картоприемник на полу, или на некоторых режимных предприятиях, где обязательным условием является попадание карты-пропуска в помещение охраны. В последнем случае картоприемник работает следующим образом: человек вставляет карту в картоприемник, установленный на стене помещения охраны с наружной стороны. В процессе перемещения карты в картоприемнике она считывается и попадает в лоток, установленный в помещении охраны. Таким образом, изымаются все карты, в том числе постоянных сотрудников, и обеспечивается двойной контроль – охранником и СКУД.


Существуют картоприемники для разовых пропусков водителей грузовых машин. Они могут быть двойными (рис. 3) – для пешехода или водителя легкового автомобиля (прием карты на высоте 1 м) и для водителя в кабине грузовика (прием карты на высоте 2 м позволяет пройти идентификацию, не выходя из кабины грузового автомобиля).


Есть также картоприемники, встроенные в турникет, как правило, тумбовый (рис. 4). Они позволяют сэкономить деньги и площадь помещения.

Рынок картоприемников в России

В России почти все отечественные фирмы, которые производят турникеты (ARGO, "Возрождение", ОМА, PERCo, "РостЕвроСтрой", "ШЭЛНИ", "Эликс" и др.), выпускают и картоприемники для посетителей. Немецкая фирма KABA предлагает картоприемники для водителей грузовых машин.

Картоприемники различаются:

  • по типу распознаваемых идентификаторов (EM-Marine, HID, Mifare);
  • по интерфейсу связи с контроллером СКУД (Wiegand, Dallas, RS-485, ISO 7816/ISO 14443);
  • по климатическому исполнению.

В одних картоприемниках считыватели встроены, в других считыватели отсутствуют и предусмотрено только место под установку считывателя заказчика.

Рынок картоприемников является сравнительно новым (в ГОСТ 51241–2008 "Средства и системы контроля и управления доступом" отсутствует даже упоминание о картоприемниках). Нельзя сказать, что объемы этого рынка значительны по сравнению, например, с рынком преграждающих устройств, так как потребность в сборе карт и контроле разовых посетителей имеется не на всех предприятиях, однако он является растущим и перспективным.

Опубликовано: Каталог "СКУД. Антитерроризм"-2015
Посещений: 15056

  Автор

Войцеховский В. В.

Войцеховский В. В.

Ведущий инженер
ООО ПКФ "РостЕвроСтрой", к.т.н.

Всего статей:  13

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций