Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Парковки как элемент транспортной безопасности

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Парковки как элемент транспортной безопасности

Население крупных и средней величины городов, поселков и прочих мест проживания все активнее использует автомобиль. И эту тенденцию следует, видимо, признать необратимой. Раз есть правила дорожного движения и технические средства для обеспечения этого процесса, то должны быть правила дорожного "стояния" и соответственно оборудование для этого


И.А. Филипенков

Технический директор ООО "КомплексПаркинг"

Должны существовать площадки и здания для постоя машин – парковки, а также система информирования водителей о дислокации таких объектов, наличии на них свободных мест.

Парковки должны функционировать с максимальной пропускной способностью и надежностью (малой зависимостью от пропадания электропитания и выходов из строя отдельных узлов), с минимальным количеством обслуживающего персонала. Принципы установки аппаратуры и оборудования для парковок должны гарантировать работу всех устройств как элементов единой системы даже при отсутствии или невысокой надежности соединительных линий.

Не следует забывать и о том, что одновременно с соблюдением вышеуказанных требований должен обеспечиваться справедливый процесс сбора денег за пользование парковкой. Иными словами, необходимо иметь аппаратуру для учета в автоматическом режиме времени пребывания машин, фиксирования работы с клиентами разных категорий и по разным тарифным планам, сбора денежной массы. Помимо упорядочивания процесса постоя "железных коней", эксплуатация парковок позволяет, хотя бы частично, решить проблему пресечения городского терроризма: на выделенной территории легче вести контроль за автомашиной, как за потенциальным носителем дивер-сионно-террористических средств (ДТС). А для офисных и зрелищно-торговых объектов парковка играет роль своеобразного буфера в системе общей безопасности. Правильно выстроенная система автоматизированных платных парковок, в том числе так называемых перехватывающих, – это не только удобство для водителей, но и стабильный доход в городской бюджет. При рассмотрении отдельных элементов парко-вочной техники и особенностей ее применения целесообразно остановиться на ряде моментов, носящих принципиальный характер.

Требования к шлагбауму – единственному узлу преграждения проезда

Прежде всего, желательно, чтобы гарантия на изделие была не менее 2 лет с момента запуска – это своеобразное подтверждение поставщиком качества устройства. Кроме этого, шлагбаум должен обладать следующими характеристиками:

  • широкий интервал рабочих температур (особенно важно это для открытых парковок);
  • быстродействие не менее 1,5 с;
  • устойчивое функционирование в условиях интенсивного движения (при большом количестве рабочих циклов до износа);
  • отсутствие точек смазки и необходимости обслуживания;
  • защита стрелы и механизма от поломок при наезде автомобиля с последующим приведением в исходное состояние за несколько секунд без каких-либо приспособлений, расходных материалов и инструментов;
  • возможность электрорезервирования.

И все это с минимизированными затратами.

При работе шлагбаума в составе автоматизированной аппаратуры в его штатном контроллере желательно иметь разъем для подключения к ПЭВМ с целью автоматического контроля работы шлагбаума (отслеживание и подача тревоги в нештатных ситуациях). Конструкция механизма и стойки шлагбаума должны быть такими, чтобы, с одной стороны, исключить внешнее вмешательство в его работу, а с другой – иметь возможность изменить положение стрелы в чрезвычайных ситуациях при наличии только одного замка. 


Опыт эксплуатации парковочного оборудования позволяет сделать следующий вывод: процесс проезда автомобиля через створ шлагбаума не является аналогичным (по алгоритму) процессу прохода через дверной проем. Поэтому электронные "мозги" оборудования должны оценивать поведение автомобиля (нормальный проезд, попытка проезда, нештатное движение), чтобы вычислить обман системы с целью извлечения выгоды – попытка проезда друг за другом и т.п., и в зависимости от этого формировать реакцию системы: ограничивать проезд, блокировать выдачу (возврат) парковочного билета, информировать дежурного.

Парковочный билет

Номенклатура стоек управления проездом должна предоставлять возможность выбора типа носителя для парковочного билета: бумажный билет с наносимым штрих-кодом, билет с кодируемой магнитной полосой, жетоны многократного использования со встроенной перезаписываемой микросхемой. Необходимо, чтобы носитель соответствовал требованиям конкретной парковки, например позволял оформлять скидки и так называемые конгресс-карты, осуществлял перевод билета из категории разовых в категорию многократного использования и т.п.


Небольшое отступление на тему парковок, обслуживающих в основной своей массе постоянных (долговременных) пользователей, например арендаторов офисно-торгового центра. Доступ может осуществляться по карте водителя или по карте, закрепленной за конкретным автомобилем. С целью исключения возможных злоупотреблений (в частности, въезд второго автомобиля с другим водителем арендатора, который обладает такими правами) второй вариант предпочтительнее. В этом случае довольно просто решается задача однократного въезда и последующего выезда гостевых автомобилей. Второй вариант также позволяет для каждой машины задавать индивидуальный тарифный план. Просто решается задача блокирования проезда в случае утери (кражи) парковочного билета: достаточно своевременно ввести информацию – и при опознании билета в точках проезда или оплаты движение будет остановлено, билет автоматически изъят, а также подан сигнал тревоги.

Распознавание номеров

При необходимости в систему может быть введена функция запоминания стоп-кадра из видеозаписи машины на въезде (при наличии алгоритма автоматического распознавания номерного знака – распознанного знака) и автоматического сравнения его с кадром – распознанным номерным знаком) из записи автомобиля при выезде. Оператор включается в этот процесс только при несовпадении номерного знака. В дальнейшем возможно как стирание первого изображения из памяти системы, так и сохранение этой пары (для последующего анализа работы оператора и разбирательств с клиентами). В случае предварительного ввода данных на автомобиль и водителей возможно проведение проверок и на въезде.

Автоматические кассовые терминалы

Их применение целесообразно с точки зрения долговременной выгоды. Устройства обеспечивают в безоператорном режиме весь цикл оплаты: прием (отбраковка) денежных знаков, расчет оплаты, печать кассового чека и ведение фискальной отчетности, выдача сдачи. Поскольку для таких терминалов проблемным местом является процесс пополнения отсеков для выдачи сдачи и забор накопленных денежных знаков (в оплату за пребывание на парковке), желательно применение таких кассовых терминалов, которые в автоматическом режиме накапливают и сортируют по номиналу поступившие денежные знаки для их автоматического использования при выдаче сдачи. Таким образом, количество подходов службы инкассации резко уменьшается, а безопасность при эксплуатации возрастает.

Первый этап работы с парковкой

Организация работы автоматизированной парковки кажется простой только на первый взгляд. Поиск тех же ДТС (важно для подземных парковок), борьба с кражами из машин, обеспечение безаварийности движения в условиях ограниченной видимости (в частности, на пандусах) требуют более детального обсуждения.

Ниже приведен перечень вопросов, которые обычно подлежат рассмотрению на начальном этапе работы с парковкой (стоянкой, паркингом) и автоматизированной парковочной системой (АПС):

1. Проектирование парковок в зависимости от их видов:

1.1. Требования к транспортным схемам.
1.2. Расположение въездов/выездов.
1.3. Расположение и виды пандусов.
1.4. Расположение машино-мест.

2. Подбор оборудования АПС:

2.1. Стандартные функции современного оборудования доступа на парковочные площади:
• технические носители информации;
• работа с временными клиентами;
• работа с постоянными клиентами;
• автоматическое и ручное кассирование;
• уровни управления;
• подсчет автомобилей на машино-местах;
• разделение парковочных площадей на зоны;
• интегрированная система маршрутизации;
• интегрированная система распознавания номеров; • интегрирование в АПС устройств безопасности (скоростные ворота, видеонаблюдение, СКД и т.д.)

2.2. Функции АПС, применяемые на рассмотренных выше видах парковок.
2.3. Особенности расстановки устройств АПС.
2.4.  Определение количества необходимых устройств.

Охрана транспортных средств

В настоящее время существует довольно большой выбор разнообразных автономных технических средств охраны автотранспорта – как электронных, так и средств механической блокировки. Электронные средства в основном выполняют отпугивающую функцию, хотя существует и аппаратура передачи тревожного сообщения на выносное радиоприемное устройство (РПУ) или мобильный телефон владельца.


Суть предлагаемого решения – использовать потенциальные возможности существующей инфраструктуры централизованной охраны в части приема тревожного радиосигнала от автомобильного передатчика охранной сигнализации автомобиля и трансляции его на ПЦН органа вневедомственной охраны (и одновременно на пейджер пользователя). Основа этого подхода заложена в отдельных нормативных документах МВД России. Оставшиеся организационные вопросы: где должен стоять автомобиль, каковы действия наряда в качестве реакции на тревожное сообщение, в чем заключается взаимодействие между нарядом и водителем, как обеспечивается охрана машины после того, как водитель вышел из нее и направился к месту установки оконечного устройства и т.п. Эти вопросы должны быть проработаны совместно с юристом, а затем включены в проект договора между владельцем (водителем) и территориальным органом вневедомственной охраны.

Предложенный метод позволяет защитить автомобиль на организованных стоянках в тех случаях, когда личный состав охраны не в состоянии визуально отслеживать ситуацию, например на одноуровневых парковках большой емкости, многоэтажных паркингах и т.п.


При наличии у автовладельца второго радиоприемного малогабаритного устройства (без функции открытия доступа в автомобиль и с несбрасываемым счетчиком количества принятых тревог) первое устройство может оставаться у охраны для контроля за попытками проникновения в машину во время стоянки. Такие действия можно осуществлять на любых парковках, у которых контролируются въезд и выезд, а также имеются точки, где автотранспортное средство должно остановиться, чтобы в его отношении персонал охраны провел контрольные действия.

Дополнительные функции по защите автомобиля могут предоставляться на платной основе (как для разового заезда, так и для многократного), поэтому желательно автоматизировать процесс оплаты и ведение кассовой отчетности согласно действующим требованиям налоговых органов.

Защита парковок от террористических актов

Все вышерассмотренное позволяет оценить пути решения второго аспекта проблемы, изложенной в начале статьи, – использования автотранспортных средств в качестве носителей взрывных устройств. Отсутствие наблюдения за нахождением машины на стоянке, паркинге (особенно около мест массового скопления людей или под ними) крайне удобно для злоумышленников. Поэтому контроль, о котором заранее известно каждому въезжающему водителю и пассажиру, выполняет отпугивающую функцию. При наличии оперативной информации возможна селекция на въезде.

Даже кратковременная остановка автомобиля позволяет с помощью определенной аппаратуры осуществить его сканирование на предмет обнаружения взрывчатых веществ. При возникновении подозрений можно применить спецсредства или дополнительные электромеханические (гидравлические) заградительные устройства.

Надежный контроль за припаркованным автомобилем на основе технических решений снижает также вероятность установки в него взрывных устройств в отсутствие водителя.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2010
Посещений: 10658

  Автор

Филипенков И. А.

Филипенков И. А.

Независимый эксперт

Всего статей:  2

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций