Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Решение задач безопасности. Городской вариант

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Решение задач безопасностиГородской вариант

Редакцией журнала СБ было предложено представить технические решения для обеспечения безопасности особо опасных объектов, находящихся в черте города, аварии на которых могли бы в значительной степени негативно повлиять на жизнедеятельность городской инфраструктуры и населения
Павел Черушев
Заместитель технического директора
ЗАО "РЦеСИС НИКИРЭТ"

Опасные объекты есть практически в любом городе, даже с низким уровнем развития промышленности. По типовому признаку их насчитывается не один десяток. Рассмотрим четыре из них, которые могут находиться среди жилых кварталов недалеко от городского центра.

Госпитали и больницы

В подобных учреждениях целый ряд технологических пунктов (хранилище газообразных веществ, компрессоры и т.д.) располагаются на прилегающей к больничным корпусам территории. Больничные дворы являются тем местом, через которое ежедневно проходят сотни людей - как персонал, так и посетители, - проезжает обслуживающий больницу транспорт. Не всегда в учреждениях организован надлежащий контроль прохода на их территорию. В таких условиях не исключены случаи воровства и вандализма в отношении имущества учреждения. Особенно опасно, если это касается технологических пунктов. Инциденты на таких объектах могут привести к серьезным последствиям и отразиться не только на работе медицинского учреждения, но и негативно повлиять на население близлежащих кварталов. Такое, к сожалению, случается - при пожаре осколки газовых баллонов разлетаются на 100 м, попадая в больничные палаты и квартиры жилых домов; утечка химических веществ тоже ничего хорошего не предвещает.

Каким образом можно пусть не исключить, но хотя бы минимизировать подобные угрозы? Рассмотрим конкретный пример объекта, на котором химические вещества хранятся в резервуарах, находящихся непосредственно на территории медицинского учреждения.

Чтобы защитить резервуары от несанкционированного доступа (нарушителя возьмем из категории вандалов и случайных лиц) по периметру хранилища установили стальное сетчатое ограждение (рис. 1).


Для прохода специалистов, обслуживающих хранилище, установлена калитка, выполненная из того же материала. Важная деталь - заграждение (в отличие от бетонного или из профлиста) просматривается насквозь, что позволяет заметить постороннего человека внутри хранилища. Манометры и другие приборы выведены наружу - с них можно снимать показатели, не заходя внутрь. В то же время персонал в любой момент может обнаружить даже небольшую утечку химического вещества.

При случайном наезде автотранспорта на технологический пункт стальное сетчатое заграждение в определенной степени защитит оборудование, приняв удар на себя.

В случае необходимости этот внутренний участок территории больницы можно интегрировать в общую систему охраны объекта. Помимо видеокамер на заграждении можно установить технические средства обнаружения, основанные на различных физических принципах действия, которые при попытке проникновения нарушителя на объект сформируют сигнал тревоги и передадут его на пульт охраны.

Стальные сетчатые ограждения имеют универсальную, легкую и простую для монтажа конструкцию - полотно из сваренных в виде сетки стальных горячеоцинкованных прутков (диаметром 4-5 мм), покрытых полимерным материалом. Сетчатое полотно крепится на опоры. В зависимости от назначения заграждения высота его составляет от 1,5 м над уровнем грунта и более. Возможно противоподкопное заглубление. Защитные свойства заграждения можно усиливать. Чтобы исключить перелаз через заграждение, его конструкцию наращивают сверху (до 900 мм) дополнительным препятствием в виде козырька - кронштейнами с армированной колючей лентой (АКЛ) или со сварными сетчатыми панелями. Незаметно нарушить такое заграждение, перелезть через него или осуществить подкоп практически невозможно. Сетчатые заграждения с точки зрения прочности и практичности положительно зарекомендовали себя во всех климатических зонах России

Электрические подстанции

Внезапное отключение электричества даже в небольшом секторе урбанистического пространства создает массу бытовых проблем, напряженность в работе предприятий и даже критические ситуации. Поэтому электрические подстанции нуждаются в физической защите, притом в защите комплексной. На таких объектах обязательны не только физические заграждения, но и технические средства охраны (ТСО).

Большая часть подобных объектов работает в условиях мегаполисов, где компоненты ТСО подвержены воздействию электромагнитных помех, вибрации, агрессивных сред и т.п. Эти обстоятельства заставляют искать новые подходы к решению задач безопасности на электроподстанциях.

Следует отметить положительный опыт применения цифровых технологий на периметральных рубежах охраны таких объектов. Комбинация ТСО, работающих на различных физических принципах, объединенная специальным алгоритмом обработки сигналов, позволяет создавать надежный рубеж на различных типах ограждения.

На рис. 2 изображен вариант совместного применения вибрационного и радиолучевого средств обнаружения на одной из энергетических подстанций в городской среде. Внедрение подобных технологий позволяет снизить расходы на эксплуатацию комплексов физической защиты и вести охрану объектов с максимальной эффективностью.


Современные ТСО позволяют отстроиться от воздействия сигналов помехи, сохранив при этом высокую вероятность обнаружения (0,95) и наработку на ложное срабатывание не менее 1500 ч

Железная дорога

Это, безусловно, сложный объект, имеющий специфическую инфраструктуру. Акты вандализма, воровства и умышленного или случайного повреждения технологического оборудования могут привести ктяжелым последствиям с человеческими жертвами.

Тем более если железная дорога проходит в городской черте. Вопрос заключается в формировании рубежей охраны объектов с периметрами большой протяженности. Задача интересная и в то же время сложная. Даже вибрационные системы с искусственным интеллектом не всегда могут помочь в ее решении, так как в городской черте, в отличие от малонаселенной местности, больше помех и их комбинаций, не дающих системе обнаружения корректно работать. Например, близко проходящий железнодорожный состав создает сигнал помехи, имеющий высокую амплитуду, инфранизкочастотную и порой нелинейную модуляцию. Такое воздействие может завести в тупик систему с самыми передовыми алгоритмами обработки сигнала, а в комбинации с помехами от автомобильного транспорта, ветра, осадков и животных свести эффективность системы обнаружения к нулю Тем не менее есть простое и эффективное решение для построения преграды на пути потенциальных нарушителей. Оно представляет собой комплекс заграждений и ТСО.

В местах расположения железнодорожных станций и железнодорожных переездов в целях предотвращения проникновения посторонних лиц на железнодорожные пути необходимо устанавливать продолжительные рубежи из сварного сетчатого заграждения высотой не менее 2 м. Для затруднения перелаза через заграждения их конструкции сверху дополняются препятствием из АКЛ или сварных сетчатых панелей.

Сетчатые заграждения имеют малую парусность, что делает их устойчивыми к ветру. Они не способствуют образованию снежных заносов и скоплению опасных веществ при случающихся на железной дороге разливах ГСМ и легковоспламеняющихся жидкостей.

Заграждения, помимо физического барьера, одновременно являются платформой для используемых совместно с ними ТСО: систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения, освещения и других вспомогательных средств (рис. 3).


В данном случае применяются инфракрасные датчики, расположенные вдоль полотна и козырька ограждения. Они внедряются в комбинации с радиолучевой аппаратурой (двухпозиционными датчиками). Производители данной аппаратуры выходят сегодня на показатель диаметра зоны обнаружения - 40 см. При этом, согласно госстандарту, расстояние от оси железнодорожного полотна до линии ограждения должно быть не менее 3,1 м.

Сигнал тревоги формируется последовательно ИК- и радиолучевой аппаратурой как для внешнего, так и для внутреннего нарушителя Современные алгоритмы позволяют обрабатывать комбинации сигналов различных устройств, задавать временные интервалы в зависимости от порядка поступления сигналов и логику их обработки (совпадения, мажоритарность и пр.).

Железнодорожные переезды

В современных условиях особую значимость приобретают вопросы обеспечения безопасности движения через железнодорожные переезды.

По статистике ОАО "РЖД", на российских железных дорогах ежегодно происходит свыше двухсот столкновений поездов с автотранспортом, что приводит к чрезвычайным ситуациям, многочисленным человеческим жертвам и наносит значительный экономический урон.

Основная причина подобных аварий - недисциплинированность водителей: проезд на красный сигнал светофора и объезд закрытого шлагбаума, который не полностью перекрывает проезжую часть в зоне железнодорожного переезда. Порой причиной аварии становится неисправность автотранспорта (отказ тормозов и т.п.). В этих случаях автомобиль на полном ходу врезается в проходящий поезд. Нередко возникает реальная угроза жизни пассажиров поезда и локомотивных бригад.


Сегодня на разных уровнях рассматривается возможность установки на наиболее опасных участках противотаранных устройств шлагбаумного типа для исключения несанкционированного проезда, особенно на тех участках, где статистическая вероятность столкновения подвижного состава и автомобильного транспорта особенно велика.

ПТУ шлагбаумного типа, разработанное специально для железнодорожных переездов, гарантированно останавливает транспортные средства массой до 10 тонн, движущиеся со скоростью 40 км/ч. Его барьер полностью перекрывает ширину автодорожного полотна и исключает любую возможность случайного или преднамеренного проезда автотранспорта через железнодорожные пути

Оборудование железнодорожных объектов подразумевает большие инвестиции, поэтому вся техника должна быть рассчитана не менее чем на 15-20 лет эксплуатации.

Резюме

  1. Технологические пункты госпиталей и больниц целесообразно обносить стальными сетчатыми заграждениями. Эту зону можно интегрировать в общую систему охраны объекта.
    На заграждении устанавливаются видеокамеры и технические средства обнаружения - при попытке проникновения нарушителя на объект формируется сигнал тревоги и передается на пульт охраны.
  2. Электрические подстанции рекомендуется оснащать комбинацией ТСО, основанных на различных физических принципах действия. Совместное применение вибрационного и радиолучевого средств обнаружения позволяет снизить расходы на эксплуатацию комплексов физической защиты и вести охрану объектов с максимальной эффективностью.
  3. Железнодорожные станции и пути ограждаются стальными сетчатыми заграждениями Помимо физического барьера, они могут служить платформой для размещения систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения, освещения и др.
  4. Железнодорожные переезды имеет смысл оснащать противотаранными устройствами шлагбаумного типа. Они могут полностью блокировать несанкционированный проезд автотранспорта. В настоящее время такими устройствами оборудованы железнодорожные переезды на скоростных направлениях Москва - С.-Петербург и С.-Петербург - Хельсинки.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2013
Посещений: 8311

  Автор

Павел Черушев

Павел Черушев

Заместитель технического директора
ЗАО "РЦеСИС НИКИРЭТ"

Всего статей:  10

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций