Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Роторные турникеты - блеск и нищета...

Роторные турникеты - блеск и нищета...

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Роторные турникеты - блеск и нищета...

Статья адресована, прежде всего, потенциальным потребителям данной продукции и призвана помочь им не делать грубых ошибок в процессе выбора таких устройств, а также научиться разговаривать на "одном языке" с поставщиками и инсталляторами турникетов. га странице 164 читатели могут ознакомиться с таблицей технического обозрения, включающей в себя описание конкретных моделей роторных турникетов, представленных на российском рынке.


А.А. Гинце

Директор по связям с общественностью ЗАО "ААМ Системз"

Роторные турникеты - одна из узких товарных групп на рынке турникетов в целом -были выбраны для обзора не случайно: их можно встретить в самых разных местах - от бюджетного магазина до крупного банка или стадиона. Данный тип устройств прочно обосновался как в самом нижнем сегменте рынка, так и в самом верхнем. Именно поэтому в названии статьи стоят слова "блеск и нищета".

Классификация роторных турникетов

Роторные турникеты относятся к классу исполнительных устройств и в большинстве случаев являются одной из составных частей системы контроля управления доступом (СКУД). В соответствии с ГОСТ Р 51241-98 все виды турникетов относятся к разделу "Устройства преграждающие управляемые" (УПУ) и классифицируются по следующим основаниям:

  • по виду перекрытия проема:
    - с частичным перекрытием проема;
    - с полным перекрытием;
    - с блокированием объекта в проеме (шлюзы, кабины проходные);
  • по способу управления УПУ:
    - с ручным управлением;
    - с полуавтоматическим управлением;
    - с автоматическим управлением.

Главная конструктивная особенность роторных турникетов - наличие центральной колонны, к которой крепятся обычно три или четыре лопасти. Именно они и выполняют функцию препят-ствования проходу. Центральная колонна является ротором, откуда и пошло название "роторные". С учетом всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что роторные турникеты отличаются:

  • размером и конфигурацией блокирующей части (полное и неполное перекрытие прохода);
  • принципом работы блокирующей части ("нормально закрытый" и "нормально открытый");
  • наличием или отсутствием электропривода (электромоторные турникеты);
  • возможностью интеграции в СКУД и прочими опциями.

В качестве блокирующего элемента могут выступать металлические трубки, закаленное стекло, противоударные пластиковые панели и пр. Размеры и конфигурация - ключевой фактор разделения турникетов на две группы: полуростовые, или поясные, и полноростовые.

"Вертушки"

Данный тип роторных турникетов является самым дешевым и простым, он достаточно хорошо знаком старшему поколению. Практически ни одна институтская или заводская проходная лет 20 назад не обходилась без "вертушки", ставшей своего рода визитной карточкой проходной типового советского предприятия. Данные времена канули в Лету, однако этот тип роторных турникетов оказался чрезвычайно живуч: сегодня к проходным предприятий добавились магазины (фактически самостоятельный крупный сегмент потребителей таких турникетов).

Существуют два основных вида "вертушек" -механические и электромеханические. В большинстве случаев такие роторные турникеты не имеют электропривода и служат для решения 2 задач: структурировать поток людей, не давая идти всей толпой через проходную, и/или обеспечить проход в одну сторону, блокируя поворот ротора в обратном направлении. В последние годы появились различные электромеханические "вертушки", управляемые с выносного пульта и имеющие возможность интеграции в СКУД. Для многих современных моделей стали стандартными такие функции, как:

  • "антипаника" - складные створки, открывающие путь в направлении выхода при возникновении паники;
  • счетчик проходов - регистрация количества посетителей;
  • светодиодные индикаторы направления прохода - для обозначения разрешенного направления входа и выхода;
  • защита от перепрыгивания со звуковой сигнализацией;
  • выходы для подключения к СКУД. Основной группой потребителей таких усовершенствованных моделей являются крупные предприятия розничной торговли - супер- и ги-пермаркеты. Это очевидно хотя бы по тому, что данный класс устройств предлагается на рынке в основном компаниями, поставляющими торговое оборудование.

Надо заметить, что "вертушки" относятся к устройствам с неполным перекрытием проема, следовательно, не гарантируют защиты от перепрыгивания или проброса предметов. В большинстве случаев такой турникет требует "присмотра", и поэтому недалеко должен находиться сотрудник охраны.

Роторные поясные турникеты

Электромоторные роторные турникеты относятся к элитной и одной из наиболее дорогостоящих групп турникетов. Основной элемент таких турникетов - вращающийся ротор, представляющий собой вертикальную колонну с закрепленными на ней лопастями (три или четыре) и встроенным электромотором. Лопасти могут изготавливаться из металлических труб, противоударного стекла, пластика или их комбинации, при этом конструкция может быть довольно причудливой (как говорится, кто во что горазд). Иногда лопасти дополняются защитными и декоративными накладками, особенно если лопасти стеклянные. Существуют конструкции с коротким ротором, когда лопасти скреплены только сверху и снизу. Слева и справа проход обычно ограничивается боковыми стойками. Ротор и стойки в основном изго-тавляются из нержавеющей стали, но могут также иметь различные декоративные покрытия - медь, полированную бронзу и пр. При изготовлении перил для стоек часто используются элитные сорта дерева и мрамор. За счет перекрытия нижней части проема такие турникеты исключают возможность подлезания, соответственно они обеспечивают повышенный уровень безопасности на объекте (по сравнению с турникетами типа "трипод" или "вертушка"). Электромоторные роторные турникеты дороже "вертушек" и обычно позиционируются как элитные турникеты для офисного применения. Данный тип турникета будет органично смотреться на проходной солидного банка или офиса крупной компании. Необходимо особо отметить, что в последние годы появился значительный выбор роторных турникетов отечественных производителей, что сделало их более доступными для потребителей.

Для организации прохода с тележками, крупногабаритными грузами, инвалидными колясками в местах установки роторных поясных турникетов часто применяются управляемые электромеханические калитки, состоящие из центральной колонны, к которой крепится одна подвижная створка, обеспечивающая проход шириной до 1 м. Калитка эффективно дополняет турникет, и установка такой конструкции позволяет достичь уровня защиты проходных, который удовлетворял бы современным требованиям к безопасности, предъявляемым в любой цивилизованной стране. Принцип работы калитки похож на принцип работы турникета, только створка не вращается на 360°, а возвращается назад после открытия. Есть модификации с 2 колоннами, развернутыми навстречу друг другу. Створки у них короче, но вместе они также обеспечивают значительную ширину прохода. Существует большое количество опциональных комплектующих таких турникетов: от индикаторов прохода до отдельных стоек под считыватели и устройств ручной разблокировки. Если говорить об интеграции в СКУД, то обычно такая возможность существует по умолчанию, но все же нелишне будет спросить о ней, если это вам требуется.

Роторные полноростовые турникеты

Полнопрофильные, или полноростовые, турникеты используются для организации проходных в местах с повышенными требованиями по безопасности, поскольку они обеспечивают полное перекрытие проема - не перепрыгнешь и не перелезешь. Основные потребители полноростовых турникетов - заводы, спортивные комплексы, транспортные и таможенные терминалы, объекты повышенной опасности, военные КПП и пр. Обычно такие турникеты имеют "брутальный" внешний вид, полностью соответствующий своему содержанию. Полноростовые турникеты часто интегрируются в инженерные конструкции защиты периметра (заборы, ограды и пр.) и используются для построения автоматизированных, хорошо защищенных проходных на территорию предприятия. Существуют, однако, модификации, которые могут использоваться и для офисного применения. Базовая конструкция полноростового турникета представляет собой центральную колонну (ротор) высотой не менее 1900 мм, к которой горизонтально крепятся мощные металлические штанги. Ряды штанг образуют обычно три или четыре плоскости, ограничивающие проход. Как и "поясной" вариант, полноростовые турникеты обеспечивают проход людей по одному. Существуют различные модели и исполнения полноростовых турникетов:

  • одно- и двунаправленные;
  • механические;
  • электромеханические (управляемые проходные с возможностью интеграции в СКУД);
  • одинарные или сдвоенные;
  • со встроенной дверью и без нее;
  • турникеты с проходом для инвалидной коляски и пр.

Для более полного перекрытия проема и препятствия возможности передачи предметов через турникет створки могут быть глухими, в этом случае вместо металлических штанг используется специальное противоударное стекло или пластик. При выборе полноростового турникета заказчику следует обратить внимание на размер прохода (сектор), наличие климатической защиты (водостоки и дренажная система), возможность интеграции в СКУД, наличие дистанционного пульта управления и устройства ручной разблокировки на случай пропадания питания. Необходимо отдельно отметить, что большинство турникетов предназначено для установки внутри помещения; и если заказчику требуется модель для наружной эксплуатации, это надо оговорить сразу.                                                    

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2009
Посещений: 12444


  Автор
Гинце А. А.

Гинце А. А.

Директор по связям с общественностью ЗАО "ААМ Системз"

Всего статей:  65

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций