Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Турникеты в СКУД

Турникеты в СКУД

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Турникеты в СКУД

Турникет (фр. tourniquet, англ. а turnstile, а baffle gate) – устройство для пропуска по одному, по очереди. Впервые турникеты для пропуска людей по одному появились в 1916 г. в одном из магазинов в США. В настоящее время они применяются практически повсеместно. Рассмотрим более подробно типы турникетов и требования пожарной безопасности по их эксплуатации
В.В. Войцеховский
Ведущий инженер
ООО ПКФ "РостЕвроСтрой", к.т.н.

Разновидности турникетов для СКУД

Турникеты-триподы
Турникеты-триподы (англ. tripod – треножник) – турникеты с тремя преграждающими планками (штангами, стержнями), которые вращаются вокруг оси, наклоненной к горизонту под углом 45–50°. Эти турникеты широко применяются для проходных. Их преимущества – невысокая цена при достаточно строгом отсечении потока людей по одному, недостаток – неудобство прохода между вращающимися штангами, особенно с громоздкими вещами, невозможность прохода с тележками. Ширина прохода в триподах ограничена длиной штанги, которая обычно не может превышать 700–750 мм.

Выпускаются триподы классического типа ("триподы на стойке" – триподы с небольшой длиной стойки вдоль прохода – до 700 мм), триподы навесного типа (крепятся на стене или ограждении; благодаря отсутствию стойки имеют более низкую цену), тумбовые (триподы с большой длиной стойки вдоль прохода, около 1 м; тумбовые триподы, более устойчивые и массивные, позволяют сэкономить на ограждениях при установке рядом друг с другом, но по этой же причине более дорогие, чем стоечные), двухпроходные трипо-ды (на одной стойке установлены два самостоятельных механизма, направленных в разные стороны, благодаря чему двух-проходной трипод имеет более низкую цену, чем два стоечных трипода).

Существуют также "триподы" (точнее "диподы") с двумя штангами, которые применяются, например, на стартовой позиции горнолыжников.

Одни триподы являются электромеханическими (проходящий человек толкает штангу до середины прохода, дальше ее доворачивает до исходной позиции механизм), другие – приводными или моторными (проходящий человек толкает штангу на небольшое расстояние – несколько сантиметров, дальше ее доворачивает электропривод). Качественные электромеханические триподы должны иметь гидравлический или пневматический доводчик-демпфер, обеспечивающий плавную и бесшумную долговечную работу турникета.

В последние годы потребители все большее внимание обращают на наличие функции "антипаника", которая заключается в том, что для аварийного выхода через турникет преграждающие элементы должны быстро убираться (для этой цели существует несколько вариантов: штанги турникетов-триподов, складывающиеся вручную или автоматически при исчезновении питания).

В некоторых триподах имеется функция Antipassback ("антивозврат") – запрет возврата человека назад (вращение штанг в обратном направлении заблокировано), если он уже наполовину прошел, и в систему СКУД пришел сигнал о факте прохода, что повышает достоверность поступающей в СКУД информации.

Роторные турникеты
Роторные турникеты бывают полуростовые (поясные) и полноростовые (полнопрофильные). Полуростовые роторные турникеты для СКУД обычно имеют элегантный дизайн и хорошо вписываются в интерьер офисов, банков и т.п., но по сравнению с турникетами-триподами имеют более высокую цену и требуют больше места для установки.

Полноростовые турникеты, предназначенные для надежной защиты от несанкционированного прохода, имеют более прочную конструкцию (прочность штанг на "живом" турникете, скажем на выставке, можно проверить, например, попросив разрешения у производителя стать крупному человеку на штангу и покачаться на ней). Их корпус может быть выполнен из крашеной или нержавеющей стали, алюминиевого сплава, метал-лопластика. На центральной вращающейся стойке могут быть три или четыре ряда преграждающих элементов (лопастей). Трехлопастные модели более удобны для прохода, четырехлопастные обеспечивают более строгое отсечение людей по одному.


Полноростовые турникеты могут быть одно- и двухпроходные; последние объединяют два однопроходных турникета под единым ограждением и имеют ряд преимуществ по сравнению с двумя однопроходными турникетами – меньшую цену, меньшую занимаемую площадь и ширину перекрываемого прохода.

Шлюзы. Хотя шлюзы по ГОСТ Р 51241-2008 "Средства и системы контроля и управления доступом" выделены в отдельный класс, для превращения полноростового турникета в шлюз и обратно иногда достаточно выполнить небольшие изменения, которые в некоторых моделях может сделать даже конечный покупатель. Если в турникете исходным положением лопастей является "одна лопасть перекрывает проход на его середине", то в шлюзе "две лопасти перекрывают проход на его входе и на выходе", при этом эти две лопасти вместе с ограждением шлюза должны образовывать закрытое пространство. При проходе через шлюз человек сначала попадает (например, с помощью бесконтактной карты, поднесенной им к считывателю) в закрытое пространство, образованное двумя лопастями и ограждением шлюза и автоматически запирается там. После досмотра или еще одной идентификации (кодонаборная панель, биометрический считыватель и др.) человек может продолжить проход и выйти из шлюза.

Турникеты типа "метро"
Это двухтумбовые турникеты с выдвигающимися навстречу друг другу преграждающими элементами. Обязательной их частью является система оптических или инфракрасных барьеров, которая служит для пропуска людей по одному. Обычно они работают в нормально открытом режиме, когда проход остается открытым при получении разрешения на проход.


Большими преимуществами таких турникетов являются высокая пропускная способность и удобство прохода с сумками и тележками. Недостатки – высокая стоимость и потребность в большой площади.

Маятниковые и калиточные турникеты
Такие турникеты являются современными разновидностями двухтумбо-вых турникетов типа "метро", только вместо выдвигающихся в проход с шумом преграждающих элементов, приводимых в движение мощными соленоидами, в маятниковых турникетах проход перекрывается практически бесшумно элегантными створками (обычно стеклянными), а в калиточных – дугами.

Турникет, пропускающий по одному, может быть выполнен и на базе обычных самостоятельных автоматических (приводных, моторных) калиток, дополненных системой ограждений с оптическими или инфракрасными барьерами.

Оптические турникеты

В оптических турникетах отсутствует физический барьер в виде жесткого преграждающего элемента. Его роль выполняет оптический или инфракрасный луч, при пересечении которого подается сигнал тревоги. Обычно оптический турникет сделан в виде двух элегантных стоек или тумб с излучателями и приемниками. Проход через оптический турникет осуществляется так же, как и через другие типы турникетов, – с помощью идентификатора личности (карта, брелок и др.). При приближении к невидимому барьеру без получения разрешения на проход может подаваться предупреждающий сигнал или сообщение. Оптические турникеты не подходят, например, для метро и стадионов, но могут быть элегантным, удобным для прохода и эстетичным решением для организаций узкокорпоративного типа в комплексе с охраной.

 

Технические характеристики
Если не рассматривать цену, сроки поставки, сервис, внешний вид (дизайн), то из важных характеристик остаются надежность и функциональное качество.

Поскольку ГОСТ Р 51241-2008 требует указания показателей надежности преграждающих устройств (средняя наработка на отказ, ч; среднее время восстановления работоспособного состояния, ч; средний срок службы, лет), то эти показатели можно найти в технической документации отечественных производителей турникетов; зарубежные производители таких показателей не приводят. Вместе с тем обычно покупатели турникетов правильно поступают, ориентируясь, как и при покупке другой техники, не на показатели, а на свой и чужой опыт и приобретают турникеты хорошо зарекомендовавшей себя торговой марки.

По принципу функционирования турникеты бывают нормально закрытого и нормально открытого типа. К преимуществам нормально закрытых турникетов относится то, что при исчезновении питающего напряжения они остаются закрытыми, представляя собой преграду; их открытие в этом случае производится вручную (ключом, переводом штанги-антипаники в нерабочее положение и др.). Существенный недостаток нормально закрытых турникетов в том, что запирающий механизм срабатывает при каждом разрешенном проходе, это предъявляет высокие требования к долговечности механизма запирания.

К преимуществам нормально открытых турникетов относится, во-первых, то, что запирающий механизм срабатывает только в случае попытки неразрешенного прохода, что благоприятствует его долговечной работе, и, во-вторых, как в некоторых случаях требуют условия пожарной безопасности, при исчезновении питающего напряжения они остаются открытыми, автоматически оставляя проход незапертым.

Важными характеристиками турникетов являются следующие:

  • пропускная способность или количество проходов в заданное время (эта характеристика зависит от типа преграждающего устройства). Так, например, пропускная способность триподов и роторных турникетов равна 20–40 чел./мин при одиночном проходе и до 60 чел./мин при групповом, что обеспечивает при одиночном проходе пропускную способность примерно 500 человек в течение 20 мин. Пропускная способность нормально закрытых калиток равна 10–20 чел./мин при одиночном проходе и до 60 чел./мин при групповом (пропускная способность мало зависит от производителя турникета, а больше определяется его типом (трипод, калитка) и степенью организованности проходящих через него людей);
  • климатическое исполнение, возможность работы в уличных условиях;
  • наличие функций "антипаника" и Anti-passback ("антивозврат") (см. выше);
  • наличие механизма плавной доводки преграждающего элемента до исходного состояния в электромеханических турникетах (см. выше);
  • напряжение питания и потребляемый ток;
  • стыкуемость с системами контроля и управления доступом (СКУД); лучше всего, если турникет имеет выходные сигналы "факт прохода" типа "сухой контакт" отдельно для входа и отдельно для выхода;
  • наличие системы сигнализации при перелезании через турникет или про-лезании под штангой;
  • скорость открытия и закрытия турникетов типа "метро", маятниковых и ка-литочных турникетов, калиток;
  • комплект поставки (наличие в комплекте поставки источника питания, аккумулятора, штанг, пульта);
  • прочность преграждающих элементов, материал (для уличного применения лучшим является нержавеющая сталь, затем уличное лакокрасочное покрытие; хромирование для улицы нежелательно);
  • хорошо видимые индикаторы разрешения/запрета прохода;
  • усилие, требуемое для открытия турникета: чем оно меньше, тем комфортнее проход через турникет. Обычно оно равно 0,5–1 кг на середине штанги или дуги; автоматические турникеты сами открывают проход без физического контакта человека с преграждающим элементом или по начальному толчку;
  • ширина перекрываемого прохода;
  • стыкуемость с ограждениями (обычно производители предусматривают возможность соединения турникетов со своими ограждениями);
  • готовность поставщика поставить изделие с нужной (нестандартной) длиной и сечением проводов, длиной штанг и др.

Требования пожарной безопасности
При установке турникетов и калиток необходимо учитывать СНИП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (п. 6.10, 6.16, 6.19 и др.) и "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), в которых установлены требования к эвакуационным выходам при пожаре. Так, ширина эвакуационных выходов должна быть не менее 0,8 м, а в ряде случаев – не менее 1,2 м; двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания; запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания их изнутри без ключа.

Согласно п. 6.10 СНИП, "выходы не являются эвакуационными, если в их проемах установлены... вращающиеся двери и турникеты". Распашные калитки в них могут считаться эвакуационными выходами при соответствующей ширине.

Нужно также учитывать, что "выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара".

С учетом этого при организации автоматизированных проходных можно рекомендовать (допускаемую ширину см. п. 6.16 СНИП 21-01-97) следующее:

  • установку рядом с турникетами быстро открываемых ограждений "антипаника" или эвакуационных дверей;
  • применение в турникетах быстро открываемых преграждающих элементов (например, штанг "антипаника" в тур-никетах-триподах в качестве аварийных выходов);
  • установку нормально открытых калиток, которые перестают блокировать проход при исчезновении питания.

Принимаемые решения следует согласовывать с пожарной инстанцией.

Типовые решения
При использовании электромеханических турникетов-триподов в СКУД нужно применять ограждения-формирователи прохода (см. рис. 8). На рис. 9 показаны примеры неправильной установки электромеханических триподов в СКУД.


При достаточной ширине турникета-трипода вдоль прохода (400–500 мм и выше) их можно устанавливать "в затылок" друг другу без ограждений – формирователей прохода.
Популярным решением в местах с посетителями, где не требуется вести учет времени пребывания человека на объекте, является установка турникета-трипода на вход (вход по разрешению охранника) и односторонней калитки на выход (свободный эвакуационный выход).

Перспективные направления
Перспективными направлениями развития турникетостроения для СКУД, кроме традиционных популярных решений, на наш взгляд, являются:

  • рост сегмента IP-турникетов – готовых автоматических проходных, являющихся законченными СКУД с необходимым аппаратным и программным обеспечением;
  • рост сегмента приводных (моторизованных) моделей. Этому способствует повышение в последние годы стоимости турникетов и, как следствие, появление возможности у отечественных производителей турникетов применять качественные импортные комплектующие для электроприводов;
  • внедрение в конструкции турникетов автоматической "антипаники", срабатывающей при исчезновении питания или выключении турникета;
  • рост сегмента нормально открытых турникетов типа "метро", "маятник", "калитка".

Опубликовано: Каталог "СКУД. Антитерроризм"-2011
Посещений: 12822


  Автор
Войцеховский В. В.

Войцеховский В. В.

Ведущий инженер
ООО ПКФ "РостЕвроСтрой", к.т.н.

Всего статей:  13

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций