Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Защита периметра по-европейски

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Защита периметра по-европейски

В марте 2013 г. в Нюрнберге (Германия), в центре истории автомобильной техники Ofenwerk, состоялась 1-я Европейская конференция по защите периметра1. В конференции приняли участие производители систем безопасности из Германии, Италии, Испании, Венгрии и других европейских стран. Российскую Федерацию представляли две компании - ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ" и ЗАО "Фирма "ЮМИРС"
Олег Шаповал
Председатель совета директоров
ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Участниками конференции были представлены модели инженерно-технических средств периметральной защиты объектов и их конструктивные особенности, отражающие тенденции современного рынка систем безопасности Интерес представителей служб безопасности к инженерно-техническим средствам физической защиты и техническим средствам охраны периметра объясняется высоким (и к сожалению, растущим) уровнем террористической угрозы в современном мире. Но если 15 лет назад террористической угрозе были подвержены военные и другие особо важные объекты, то сегодня вопросами физической безопасности вынуждены заниматься и на гражданских объектах: на железной дороге, в аэропортах, отелях, на стадионах и в других местах массового нахождения людей. Эти вопросы сводятся главным образом к периметральной защите, надежности оборудования, обеспечению сигналов тревоги и понимания реакций на сигналы.


Гораздо больше внимания стали уделять территориям, прилегающим к государственным учреждениям, отелям, крупным торговым и бизнес-центрам, а также находящимся на них парковкам. Выросла роль периметральной охраны, локализации нарушителя и его обнаружения на дальних подступах. Все чаще возникает вопрос организации оперативного досмотра - сканирование всех въезжающих на территорию объекта автомобилей.

В области защиты периметра востребованы проектные решения с адекватными ценами, понятным алгоритмом действия охраны при срабатывании системы: куда и кому пойдет сигнал тревоги, кто и каким образом должен на него реагировать, как все будет происходить и т.д.

Средство против лома

Анализ деятельности террористических групп показывает, что для совершения терактов они зачастую используют автотранспортные средства, начиненные взрывными устройствами Таким образом совершались теракты на протяжении последних 10-15 лет.

Террористы все чаще стали применять радиоуправляемые автомобили. Такая угроза объективно существует и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Примеры тому - последние теракты в странах Ближнего Востока.

По мнению большинства участников конференции, радикальным противодействием данной угрозе является установка надежного физического препятствия на пути прорыва автотранспорта. Это позволяет предотвратить теракты на стадии замысла либо значительно уменьшить ущерб при совершении подобных акций.

Среди инженерно-технических средств, доказавших здесь свою эффективность, в особом ряду стоят противотаранные устройства (ПТУ) По принципу действия и конструктивным особенностям стационарные управляемые ПТУ можно разделить на следующие типы:

  • выдвижные противотаранные столбы безопасности (болларды);
  • дорожные блокираторы выдвижного типа;
  • барьеры шлагбаумного типа;
  • ворота противотаранные.

Болларды

Предназначены для защиты/блокирования наземных пешеходных зон и территорий, граничащих с административными и жилыми зданиями.

Внешний вид боллардов позволяет им органично вписаться в урбанистическую среду. На объектах, находящихся в городской черте, это важное преимущество перед другими типами ПТУ.

Нюансы: болларды - это дорогостоящая вещь. Во-первых, для их установки требуется большой объем строительно-монтажных работ, связанных со вскрытием дорожного полотна. Во-вторых, необходима система дренажа, а в регионах, где бывает минусовая температура, - специальный подогрев. Их нужно постоянно очищать от грязи и снега. Зимой при перепадах температуры происходит обледенение в местах контакта выдвижных частей устройства с дорожным полотном. В-третьих, одного болларда на перекрытие проезда недостаточно Обычно их устанавливают на расстоянии не более 1,5 м между осями. Минимальное количество для перекрытия проезда - 2-3 шт.

Дорожные блокираторы выдвижного типа

Предназначены в большей степени для промышленных зон и объектов транспортной инфраструктуры (железнодорожные переезды и т.п.). Применяются довольно широко.

Нюансы: установка дорожных блокираторов требует большого объема строительно-монтажных работ, связанных со вскрытием дорожного полотна. Как и боллардам, им также требуются система дренажа и подогрев. Их нужно очищать от грязи и снега. Они тоже подвержены обледенению. Недостатком дорожных блокираторов рабочей высотой до 0,35 м является возможность их преодоления автотранспортом с большим клиренсом.

В области защиты периметра востребованы проектные решения с адекватными ценами, понятным алгоритмом действия охраны при срабатывании системы


Большинство представленных на рынке дорожных блокираторов имеет высоту выдвижения не более 0,6 м над уровнем дорожного полотна, поэтому удар при остановке транспортного средства приходится на колесную пару и подвеску автомобиля. При этом рама с груженой кузовной частью может продолжать двигаться по инерции еще несколько метров и повредить другие охранные устройства, например ворота, или оказаться на железнодорожных путях в момент прохождения поезда.

ПТУ шлагбаумного типа

Для обеспечения безопасности объектов как в городской среде, так и в промышленной зоне универсальным средством на сегодня являются ПТУ шлагбаумного типа. Они позволяют не только усилить рубеж охраны, но и модернизировать систему безопасности. Обычно их устанавливают в местах, позволяющих разогнаться транспортному средству для прорыва на охраняемую территорию, либо в тех случаях, когда применение боллардов или других типов противотаранных устройств невозможно, например в зоне железнодорожного проезда. ПТУ, установленное поперек железной дороги, предназначено для предотвращения несанкционированного проезда автотранспорта по железнодорожным путям.

В отличие от дорожных блокираторов выдвижного типа стрела шлагбаума в положении "закрыто", находясь на уровне от 0,8 м и выше, воспринимает таранный удар не колес, а рамы автомобиля, что существенно сокращает длину перемещения разрушенных частей транспортного средства. Направленная на ПТУ ударная энергия воспринимается и полностью гасится стрелой барьера и опорной наземной металлической конструкцией, жестко связанной с железобетонным фундаментом, находящимся ниже уровня дорожного покрытия. Устройство фундамента может быть двух исполнений - с раздельными опорными бетонными тумбами или тумбами, связанными единым армированным поясом. В первом случае отсутствует необходимость вскрытия дорожного полотна. Преимуществом второго является гарантированная надежность и прочность.


ПТУ шлагбаумного типа успешно работают в различных климатических условиях и не требуют постоянного обслуживания при эксплуатации зимой и в межсезонье в условиях обильных осадков, снежной кашицы, грязи и наледи Данные средства широко представлены на рынке, начиная от легких моделей для блокирования легкового транспорта, до тяжелых - для блокирования грузового транспорта с большим клиренсом (КамАЗ, ЗиЛ и т.п.). Они положительно зарекомендовали себя на атомных электростанциях, на объектах топливно-энергетического комплекса, в аэропортах, на военных аэродромах и на железной дороге. Ими оборудованы транспортные проезды на важных объектах городской инфраструктуры в Северо-Кавказском регионе.

Сегодня на городских объектах все чаще можно видеть ПТУ шлагбаумного типа, выдерживающие таранный удар автомобиля массой 3,5 т (например, "ГАЗель") на скорости 40 км/ч. Они устанавливаются как на бетонные, так и на стальные свайные фундаменты Конструкции свайных фундаментов не только улучшают противотаранные характеристики устройств, но и позволяют размещать ПТУ шлагбаумного типа в городской среде на территории, насыщенной подземными коммуникациями, без вскрытия дорожного полотна и бетонирования.

Выбор оборудования и проектирование

При проектировании систем безопасности объекта (особенно в городской среде) следует предусмотреть зону между зданиями и линией периметра. Ширина этой зоны должна быть достаточной, чтобы уменьшить или свести на нет разрушения в случае взрыва на линии периметра. Расчеты должны вести специалисты, исходя из видов возможных угроз данному объекту. В городских условиях важен каждый метр.

Поскольку по мере удаления от места взрыва механическое воздействие взрывной волны ослабевает, инженерные средства физической защиты должны быть установлены на максимально возможном расстоянии от объекта. На территории объекта должен быть предусмотрен запасной выезд для автотранспорта, оснащенный противотаранным оборудованием. Его следует задействовать в случае блокирования или повреждения основного транспортного проезда.

Директору по безопасности необходимо понимать, что при выборе средств противотаранной защиты рассматриваемыми критериями служат не только их стоимость, ресурс, затраты на монтажные и пусконаладочные работы и эксплуатационные расходы, но в первую очередь - эффективность противотаранного средства Нужно понимать опасность и масштабы последствий в случае невыполнения выбранным изделием своего назначения и, как следствие, совершения террористического акта.

Принципы эффективности

На конференции говорилось не только об оснащении автотранспортных проходных, но и о необходимости укрепления всей охранной линии на принципах равнопрочности периметра объекта. То есть все участки периметра должны обладать противотаранными свойствами и соответствующими техническими характеристиками.

Многие участники конференции отмечали, что эффективное противостояние террористическим угрозам возможно лишь при комплексном подходе к безопасности как промышленных, так и урбанизированных объектов, с использованием передовых технологий и методов их применения. При этом особо подчеркивалась необходимость тесного взаимодействия заказчиков и разработчиков систем безопасности в рамках международного сотрудничества.

___________________________________________
1 Подробная информация о конференции и ее участниках представлена на официальном сайте www.perimeterschutz.de/de/konferenz.html.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2013
Посещений: 9636

  Автор

 

Шаповал О.Л.

ЦеСИС НИКИРЭТ

Всего статей:  16

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций