Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О превратностях тестирования

О превратностях тестирования

В рубрику "В центре внимания. Тесты " | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О превратностях тестирования


И.В. Олейник

Генеральный директор компании DSSL

Уже много лет с упорством мазохистов мы продолжаем тестирование различного оборудования для видеонаблюдения и других отраслей безопасности. С одной стороны, это нужно нам самим, но с другой — мы стараемся быть полезными потребителю.

Что дает тестирование или обзор покупателям и пользователям? Почему и как стоит продолжать это делать?

Почему тестирование оборудования необходимо?

Ответом на этот вопрос является самый наглядный (главным образом для меня) пример - тестирование мониторов CCTV, которое мы делали в первый раз. Не секрет, что каждая компания, ведя свой бизнес, прежде всего преследует цель получения прибыли. Прибыль - это хорошо, особенно для учредителей и налоговых органов. Они рады. Но рады ли этой прибыли потребители? Да, если часть прибыли направляется на улучшение товаров и их ассортимента. Безусловно, нет, если компании в погоне за прибылью выбирают то, что подешевле, а продают как можно дороже. В основе всего - неведение покупателей о том, как получить достоверные сведения о качестве товара. Так было и с упомянутыми мониторами TFT. В процессе тестирования возникло ощущение: дистрибьюторы завезли на рынок самое дешевое, что смогли найти, и под видом новинок (TFT CCTV Монитор!!!) пытались их "впаривать". Результаты тестирования показали, что стоит покупать, а что не очень. И вскоре почти все дистрибьюторы сменили линейки TFT-мониторов.

Кто должен или может проводить тестирование?

Некоторые тестирования требуют специального оборудования, другие - просто сбора образцов и их сравнения, тогда это называется "обзор". Но в одном и в другом случае тестирование проводится людьми, имеющими не последнее отношение к тому рынку, к которому принадлежит оборудование. Отчасти тестирование требует не только заинтересованности тестера, но и определенного энтузиазма - найти вибростенд, договориться со специалистом, уговорить поставщика предоставить образец, сделать материал интересным -это цель любого человека, которого интересует его работа и результат.

Тестирование должно производиться специалистами именно в той области, к которой относится оборудование. Понятно, что лучше всего протестирует молоты кузнец, а не врач-психотерапевт. Довольно интересным выглядит тест, проведенный потребителями или фокус-группой, но до этого мы еще не доросли, потому что собрать потребителей с достаточно большим разбросом восприятия намного сложнее, чем специалистов; кроме того, подобное тестирование обойдется намного дороже обычного. Странно, что у многих вызывает удивление ситуация, когда производитель видеокамер тестирует видеокамеры. Но я согласен, что при проведении публичного теста желательно сравнивать не свое оборудование с оборудованием других фирм, а "чужое с чужим". Хотя это лукавство - потом этот тестер всегда сможет добавить данные о своем товаре в ту же сравнительную таблицу, показав его с наилучшей стороны, ведь недостатки конкурентов уже выявлены! В любом случае тестирование идет на пользу производителю - он узнает свои недостатки, улучшит свой товар и сделает его ближе к потребителю.

Откуда тестер берет методику тестирования?

Если сам тестер производит какой-то товар, то методика есть выражение того, какие показатели он хочет сравнить. В ином случае методика -это мнение тестера о подходе и способе, производитель может лишь так же высказать мнение о данном тестировании.

Может ли производитель или поставщик влиять на тестирование?

Существуют определенные постулаты проведения тестирования: независимость мнения тестера, невозможность влияния поставщика на тестера и ресурс, разместивший это мнение, валидность выборки (достаточное количество представителей).

Однако реальность такова, что круг тестируемых узок, - в основном это одни и те же компании и люди в этих компаниях. Между ними сложились какие-то отношения и при тестировании трудно не принимать во внимание данные обстоятельства. Хотя, конечно, такой подход является не совсем бескомпромиссным и не самым честным по отношению к потребителю. Иногда компании, которые недовольны результатами тестов, могут требовать либо скорректировать их, либо вообще убрать из теста, а фирмы, обретшие достаточное влияние на рынке, и вовсе игнорируют подобные мероприятия. Складывается довольно странная ситуация. Никто вам и слова поперек не скажет, если вы выражаете свое мнение о пользовании, скажем, фотоаппаратом на форуме фотографов. Даже если вы не профессиональный фотограф, вы можете

сравнить пару моделей - свою старую и новую, и сказать, что производитель Х хуже У, или наоборот. Что сделает разумный производитель? Почешет затылок да пойдет исправлять недостатки. Пример с неразумным производителем и пулей в затылок высказавшему мнение оставим для фантастов. Вот и на нашем рынке абсолютно легко тестировать недорогие вещи. В конце концов, я могу купить их и высказать мнение как их потребитель. Что сделает проигравший производитель? Ну, на крайний случай, обидится - ну прости друг! Это же мелочь, всего лишь одно наименование из твоего ассортимента. С дорогими вещами сложнее - тестер вынужден предоставлять гарантийные письма и залоги, и компании могут потребовать от него заверений в том, что если они не окажутся лучшими, то их надо будет исключить из тестирования. Но разве мнение производителя-поставщика важно Потребителю (я специально написал с большой буквы)? У Потребителя свой интерес - выбрать лучшее! Конечно, можно провести тендер, когда возникнет нужда. Но часто в тендере участвует не продукт-изделие, а инсталлятор со своими интересами и максимальными скидками от какого-то производителя. Вот и приходится констатировать факт, что влияние есть, и самые важные товары трудно получить для тестирования. "Да и ладно, не будем мы спрашивать производителя, достанем оборудование и так", - думает тестер, а не тут-то было - у поставщика есть рычаг давления на информационный ресурс, где размещаются результаты тестирования.

Почему СМИ не могут публиковать тестирование против воли производителя?

Любой коммерческий ресурс является не только площадкой для высказывания чьих-то мнений, но и рекламной площадкой, поэтому он должен поддерживать обязательный баланс между желаниями рекламодателей, чье оборудование попадает в тесты, и Потребителя. Наш рынок слишком узок и зажат, чтобы игнорировать мнение поставщиков. Поссорился с полдюжиной - и десять процентов денег долой. А Потребитель? Потребителю сложно: сложно верить, но и не верить нельзя - а кому еще? Конечно, это гипербола. Потребитель обязан сравнивать разные мнения, тестирование - это тоже мнение. Пусть профессионалов, но мнение.

Статья эта написана как эпитафия к неудавшемуся тестированию систем распознавания автомобильных номеров в данном выпуске журнала. Но все еще впереди.       


Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2009
Посещений: 5975

В рубрику "В центре внимания. Тесты " | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций