Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Правопорядок и общественная безопасность на железнодорожном транспорте

В рубрику "В центре внимания. Тесты " | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Правопорядок и общественная безопасность на железнодорожном транспорте

В.Н. Ветров
Генеральный директор ФГП ВО ЖДТ России

Рынок транспортных услуг активно развивается, этому во многом способствует и деятельность федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"

Транспортный комплекс наряду с другими инфраструктурными отраслями экономики Российской Федерации обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В настоящее время транспортный комплекс России - это тысячи самых оживленных "артерий" страны, по которым перемещаются огромные людские потоки и колоссальные материальные ценности. Сегодня невозможно переоценить политическую и социальную значимость развития рынка транспортных услуг. С каждым годом модернизируются транспортные системы, совершенствуется технологический процесс функционирования транспорта, увеличивается пассажиропоток и грузооборот.

Один из важнейших элементов транспортной отрасли - железнодорожный транспорт. Обеспечение правопорядка и общественной безопасности, сопровождение и охрана грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, осуществляет в рамках своей компетенции федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России). Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - это:

  • 85-летний опыт работы по защите крупнейшей в стране инфраструктуры и непосредственно перевозочного процесса;
  • осуществляемые по договору с ОАО "РЖД" охрана и пропускной режим на 1707 объектах железнодорожного транспорта, из которых около 500 наиболее важных.

По уровню развития инфраструктуры, материально-техническому оснащению и кадровому потенциалу ведомственная охрана железнодорожного транспорта является крупнейшим предприятием и не сопоставима ни с одной подобной структурой в стране. Предприятие сегодня - это почти 60 тыс. квалифицированных специалистов, 20 филиалов по всей сети железных дорог, 71 отряд ведомственной охраны, 322 пожарных поезда, в том числе 80 специализированных, с повышенными тактическими возможностями по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.

Основные направления деятельности

В числе основных направлений деятельности ФГП ВО ЖДТ России:

  • сопровождение и охрана перевозимых железнодорожным транспортом грузов, денежных средств, ценностей, служебных документов;
  • защита охраняемых объектов от противоправных посягательств, обеспечение на их территории пропускного и внутриобъектового режимов;
  • предупреждение и тушение пожаров, осуществление профилактических работ по обеспечению пожарной безопасности, участие в ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами;
  • консультирование и обучение мерам пожарной безопасности и способам противопожар ной, технической и физической защиты объектов;
  • внедрение и техническое обслуживаниесредств охранной сигнализации, пожарной автоматики и систем видеонаблюдения на сооружениях и в подвижном составе;
  • оказание услуг юридическим и физическим лицам в области кинологии;
  • развитие договорной работы на услуги по защите объектов, оказываемые ФГП ВО ЖДТ России для сторонних организаций и предприятий железнодорожного транспорта;
  • организация взаимодействия и сотрудничества по оказанию услуг грузоотправителю (грузополучателю) по сопровождению и охране межгосударственных грузов.

Охрана грузов и объектов

При решении задач, связанных с охраной грузов и объектов, предприятием осуществляются следующие работы:

  • сопровождение и охрана перевозимых железнодорожным транспортом грузов;
  • охрана денежных средств, ценностей и документов;
  • защита объектов от противоправных посягательств;
  • обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов;
  • консультирование по вопросам охраны объектов;
  • обучение способам технической и физической защиты объектов;
  • внедрение, ремонт, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранной автоматики, систем видеонаблюдения;
  • экспертиза технических средств охраны, рекомендации по их применению на объектах железнодорожного транспорта;
  • участие в проведении испытаний технических средств охраны.

Работа совместных специализированных групп

Анализ криминогенной обстановки на объектах транспортного комплекса показывает, что этот комплекс не только привлекает к себе внимание пассажиров и грузоотправителей, но и является предметом повышенного интереса преступных групп, а также отдельных лиц, совершающих противоправные деяния. Железнодорожные коммуникации активно используются преступниками для незаконной транспортировки оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств и других предметов, запрещенных в гражданском обороте; на объектах транспорта совершаются хищения перевозимых грузов.

Как свидетельствует международная и отечественная практика борьбы с терроризмом, транспорт нередко становится средством достижения преступных целей лиц и организаций экстремистского толка, подвергающих опасности сотни человеческих жизней при попытке добиться удовлетворения политических и иных требований путем совершения террористических акций.

Более чем 80-летний опыт совместной работы транспортной милиции и ведомственной охраны в деле обеспечения правопорядка, сохранности перевозимых железнодорожным транспортом грузов и имущества свидетельствует о том, что только согласованными решениями и мерами сегодня можно бороться с преступностью и террористическими проявлениями. В структуру транспортной милиции входят практически все ведущие оперативные и вспомогательные службы, необходимые для обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Ведомственная охрана насчитывает сегодня более 1000 подразделений различного назначения.

Органами внутренних дел совместно с предприятиями и организациями транспорта, а также подразделениями ведомственной охраны осуществляется комплекс организационных и практических мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иной противоправной деятельности на объектах транспорта, на обеспечение устойчивого функционирования данных объектов и их антитеррористической защищенности. Созданы и на постоянной основе работают 114 оперативных заслонов милиции, 1 68 оперативно-посадочных групп и 127 групп сопровождения поездов дальнего следования. Регулярно проводятся оперативно-профилактические мероприятия "Вихрь-Антитеррор", "Арсенал", "Пассажир", "Розыск", "Нелегал" и др.

Межведомственное взаимодействие

В последние годы приняты дополнительные меры по укреплению межведомственного взаимодействия. В апреле 2004 г. руководителями Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России (далее - ДОПТ МВД России) и ФГП ВО ЖДТ России (на тот момент - Главное управление внутренних дел на транспорте и по спецперевозкам МВД России и Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана МПС России") было подписано общее указание "О мерах по совершенствованию работы совместных специализированных групп", а также утверждено Положение, определяющее в рамках взаимодействия основные задачи органов внутренних дел на транспорте и подразделений ведомственной охраны по обеспечению правопорядка на объектах железнодорожного транспорта. В декабре 2005 г. ДОПТ МВД и ФГП ВО ЖДТ России был разработан реализуемый в настоящее время план совместных мероприятий на 2006 - 2008 гг. по борьбе с преступными посягательствами на перевозимые грузы и хищениями имущества железнодорожного транспорта.

Основным направлением совместной деятельности органов внутренних дел и ведомственной охраны железнодорожного транспорта является сфера грузовых перевозок, в частности обеспечение сохранности перевозимых грузов. Общими усилиями ведется активная работа по раскрытию и пресечению хищений грузов, горючесмазочных материалов, деталей верхнего строения пути, выявлению фактов вандализма, повреждения внутреннего оборудования вагонов, средств сигнализации и связи. Для обеспечения сохранности перевозимых грузов, стабилизации оперативной обстановки и поддержания правопорядка на объектах железнодорожного транспорта по всей сети железных дорог созданы совместные специализированные группы ведомственной охраны и органов внутренних дел на транспорте. В работе специализированных подразделений задействовано более 6 тыс. работников ведомственной охраны и около 1,3 тыс. сотрудников органов внутренних дел на транспорте. В настоящее время на участке железных дорог общей протяженностью более 77 тыс. км действуют 334 совместные специализированные группы. Данными группами в ходе проведения профилактических мероприятий ежедневно доставляется в дежурные части милиции более 3 тыс. правонарушителей, среди которых немало расхитителей железнодорожного оборудования и грузов. Наиболее эффективная форма взаимодействия в обеспечении правопорядка - проведение совместных оперативно-профилактических операций. Так, 2-7 мая 2006 г. силами органов внутренних дел на транспорте и ведомственной охраной железнодорожного транспорта была проведена комплексная оперативно-профилактическая операция "Бензин", в которой приняло участие 4,5 тыс. сотрудников милиции и 3,5 тыс. работников ведомственной охраны. За время проведения операции выявлено 274 преступления и около 5 тыс. нарушений административного законодательства. Сумма возмещенного материального ущерба предприятиям транспорта составила 2,5 млн руб. В ходе операции было изъято 30 т нефти, 52 т нефтепродуктов, 5 единиц автотранспорта. Хищения грузов с объектов железнодорожного транспорта совершаются в основном организованными преступными группами; правонарушения данной категории причиняют значительный материальный ущерб и характеризуются тщательной подготовкой с использованием современных технических средств. Раскрытие данного вида преступлений связано с большими временными затратами, а также с привлечением значительных сил и средств. Можно привести целый ряд примеров успешного взаимодействия в выявлении и раскрытии подобных преступлений. Ежегодно специализированными подразделениями предотвращается более 8 тыс. хищений и около 1 млн. человек задерживаются за административные правонарушения. Эти подразделения оснащены современным боевым стрелковым и служебным оружием, спецсредствами, в том числе приборами ночного видения, электрошоковыми устройствами, автомобилями повышенной проходимости, средствами принудительной остановки транспорта и т.п. В ближайшие 2-3 года планируется обновить весь парк оперативного автотранспорта, в том числе оснастить его автомашинами с высокой проходимостью для работы на перегонах, а также обеспечить все оперативные группы современными средствами связи, в том числе мобильной. В целях совершенствования взаимодействия в борьбе с хищениями и другими правонарушениями на железнодорожном транспорте в ближайшее время планируется подписание совместного приказа МВД России и Минтранса России, утверждающего инструкцию по организации работы совместных специализированных групп ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" и органов внутренних дел на транспорте МВД России.

Главные критерии оценки совместной деятельности - защищенность пассажиров от преступных посягательств, личная и имущественная безопасность граждан, сохранность перевозимых грузов и устойчивое функционирование объектов транспорта; с учетом этого строится работа ФГП ВО ЖДТ России и органов внутренних дел.

Предупреждение и тушение пожаров

Деятельность ФГП ВО ЖДТ России по предупреждению и тушению пожаров включает в себя следующие направления:

  • экспертиза средств противопожарной защиты для их применения на стационарных объектах и железнодорожном подвижном составе;
  • осуществление профилактических работ и мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности людей и имущества;
  • внедрение, ремонт, техническое обслуживание, контроль и монтаж, эксплуатационное обслуживание средств пожарной автоматики и систем противопожарной защиты зданий, сооружений подвижного состава;
  • разработка и рассмотрение технических заданий, условий, проектной документации на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов и подвижного состава;
  • проведение занятий по программам пожарно
  • технического минимума;
  • консультирование представителей различных предприятий по вопросам пожарной безопасности;
  • обучение мерам пожарной безопасности и способам противопожарной защиты объектов;
  • выдача заказчикам заключений на подтверждение соответствия в области пожарной безопасности и технической защищенности принадлежащих им объектов;
  • участие в проведении испытаний систем противопожарной защиты, элементов, материалов и конструкций, используемых на объектах железнодорожного транспорта;
  • участие в ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами;
  • разработка мероприятий, направленных на предотвращение пожаров;
  • монтаж, ремонт и обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе обслуживание и ремонт огнетушителей.

Сегодня, как уже упоминалось, на российских железных дорогах работают 322 пожарных поезда ведомственной охраны железнодорожного транспорта, из них 80 специализированных. Пожарные поезда "начинены" современной техникой, каждый из них имеет по две мотопомпы СПУ 40/100, которые гораздо мощнее тех, что устанавливаются на пожарных машинах. Такие поезда могут находиться на месте ЧП длительное время, они приспособлены для автономной работы (имеется запас топлива, продуктов питания, необходимого оборудования), с их командой всегда можно связаться по мобильной телефонной связи. Для повышения готовности к ликвидации крупных пожаров на сети железных дорог создано 79 опорных пунктов пожаротушения. Благодаря этому в 2005 г. подразделениями самостоятельно было ликвидировано 296 аварийных ситуаций с опасными грузами, в том числе с аварийно-химическими, биологически активными и взрывчатыми веществами.

Служебное собаководство

Надежными помощниками работников охраны являются служебные собаки. Их широко используют при охране объектов железнодорожного транспорта. С помощью собак охраняются железнодорожные мосты, базы отстоя, склады, осуществляется профилактическая работа. В подразделениях ведомственной охраны имеется более 3 тыс. служебных собак, в том числе: розыскные, разъездные, обходно-дозорные, караульные и обученные для обнаружения взрывчатых веществ. В филиалах ФГП ВО ЖДТ России создано и действуют 3 кинологических центра, 13 команд служебного собаководства, функционируют более 200 питомников. Во многих подразделениях ведомственной охраны содержатся лучшие собаки, получающие награды на различных выставках. В настоящее время с помощью служебных собак охраняется около 400 наиболее важных объектов железнодорожного транспорта.

Профессиональная подготовка

Для эффективного решения задач, стоящих перед ФГП ВО ЖДТ России, осуществляется профессиональная подготовка работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Она включает в себя систему непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. Разнообразный спектр обязанностей, связанных с обеспечением пропускного и внутриобъектового режима, охраны грузов и объектов, с применением огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, необходимых для пресечения преступлений и административных правонарушений, требует от работников ведомственной охраны твердых профессиональных и правовых знаний, тренированности, способности умело и грамотно действовать в экстремальных условиях. В целях дальнейшего повышения квалификации и профессионализма работников ведомственной охраны основные усилия в системе профессиональной подготовки сосредоточиваются на совершенствовании образовательного процесса и учебно-материальной базы учебных центров и пунктов, филиалов и отрядов. Постоянному и всестороннему развитию профессиональных знаний, умений и навыков каждого работника способствует личная заинтересованность и экономические стимулы.

Перспективы развития

Плодотворная профессиональная деятельность ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" отмечена многочисленными наградами. Предприятие является постоянным участником специализированных выставок. В октябре 2005 г. на 14-м заседании Международного координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТСП), проходившем в Сеуле (Южная Корея), ФГП ВО ЖДТ России было принято в состав постоянных членов Координационного совета. В настоящее время в КСТСП входит 1 28 членов из 24 стран Азии и Европы. В том же 2005 г. было подписано соглашение о сотрудничестве с охранными структурами железнодорожного транспорта Казахстана, проведена работа по установлению взаимодействия на договорных условиях с Республикой Беларусь.

Важность подписанных документов объясняется необходимостью организации такого взаимо действия, при котором заказчик охранных услуг имеет возможность работать "в одно окно" с охранными подразделениями государства, с чьей территории отправляется груз. Осуществляемые меры стали первым шагом интегрирования в единую систему (ассоциацию) охранных структур железнодорожного транспорта стран СНГ, что позволит более качественно и с высокой надежностью обеспечить сохранность перевозимого в международном сообщении груза. Кроме того, это также значительно упростит процедуру заключения договора на оказание охранных услуг.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2007
Посещений: 15301

  Автор

Ветров В. Н.

Ветров В. Н.

Генеральный директор ФГП ВОЖДТ России

Всего статей:  3

В рубрику "В центре внимания. Тесты " | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций