Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ЗУБР-2007: новые горизонты

В рубрику "В центре внимания. Тесты " | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"ЗУБР-2007": новые горизонты

Александр Власов
Исполнительный директор Премии "ЗУБР"

26 апреля с.г. завершился очередной, третий по счету цикл выборов лауреатов Национальной отраслевой Премии "За укрепление безопасности России" ("ЗУБР-2006"). В 26 номинациях 6 категорий эксперты рассмотрели 102 заявки 80 компаний. Награды вручены. Что дальше? Прием заявок на соискание Премии 2007 г. открыт. Состоялись первые консультативные совещания экспертов по категориям "Антикриминал-Антитеррор" и "Пожарная безопасность". В регламенты работы экспертов и процедуры голосования внесены очередные уточнения, предложенные самими экспертами и участниками Премии. О них я и хочу проинформировать читателей журнала "Системы безопасности" в этом материале

Что сохраняется?

В цикле Премии 2006 г. эксперты практически завершили создание целостной и непротиворечивой системы оценки выдвинутых на соискание наград продуктов (систем). Основными "несущими элементами" данной системы стали:

  • Предварительное выдвижение на соискание Премии лучших продуктов со стороны экспертов, участников рынка, посетителей выставок. В дирекцию Премии поступили заявки на 176 продуктов, которые, по мнению профессионалов, были достойны участия в Премии "ЗУБР-2006".
  • Совместная разработка экспертами и соискателями, подавшими заявки на участие в Премии, критериев оценки продуктов, выдвинутых на Премию. По каждой номинации формировался свой набор критериев.
  • Вручение каждому соискателю одной из наград Премии - с учетом того, что выбор производился из самых достойных продуктов, предварительно рекомендованных членами экспертных групп, жюри, участниками рынка. Вот эти главные элементы системы оценки дирекция намерена сохранить и в Премии "ЗУБР-2007".

Результаты экспериментов в рамках Премии 2006 г.

В отдельных категориях Премии 2006 г. по инициативе самих экспертов проводился ряд экспериментов, связанных как с порядком отбора участников, так и с порядком голосования и составом экспертных групп.

  • В категории "Информационная безопасность" был сформирован президиум экспертного совета, работавший на постоянной основе и проводивший предварительную оценку заявляемых на Премию продуктов. По результатам такой работы 3 продукта не были рекомендованы к участию в дальнейших процедурах рассмотрения.
  • В категориях "Информационная безопасность" и "Антикриминал-Антитеррор" проводилось активное голосование за соискателей на главных отраслевых выставках. По итогам голосования были вручены специальные призы "Выбор рынка".
  • В категории "Экологическая безопасность" впервые к участию в голосовании было привлечено более 20 экспертов из регионов, которые заполняли анкеты голосования в дистанционном режиме. По итогам голосования присуждены грамоты "Выбор регионов".
  • В категории "Экологическая безопасность" к участию в экспертных советах были привлечены представители ассоциаций.
  • В категориях "Антикриминал-Антитеррор" и "Высокие технологии общего применения в интересах национальной обороны и безопасности" к участию в работе экспертных советов в качестве консультантов привлекались представители компаний-игроков рынка (в том числе лауреаты Премии "ЗУБР" прошлых лет).

В цикле "ЗУБР-2007" по всем категориям будут произведены следующие изменения в составах экспертных советов и в порядке голосования.

  • В каждом экспертном совете формируется президиум, работающий на постоянной основе. Основными задачами президиума являются: привлечение активных потребителей к работе в рабочих органах Премии и составление списков продуктов (систем), рекомендуемых для участия в Премии "ЗУБР-2007".
  • При каждом экспертном совете формируется группа не менее чем из 20 региональных экспертов, участвующих в выдвижении продуктов и в голосовании в дистанционном режиме. Основная задача региональных экспертов - обеспечить большую представительность выдвинутых на соискание премии продуктов и отразить больший учет мнений потребителей, работающих за пределами Москвы.
  • При каждом экспертном совете формируется группа консультантов, представляющих ведущие компании тех сегментов рынка, которым посвящена категория и ее номинации. Основная задача консультантов - обеспечить качественную экспертизу списков рекомендуемых к выдвижению продуктов и информировать членов экспертных советов об основных технических параметрах продуктов-соискателей.
  • Экспертный совет становится высшим органом в категории, его решения являются окончательными. Решения о вручении статуэток зубра принимаются в расширенном составе с приглашением членов совета Премии.
  • С целью лучшего учета разнообразия и специфики продуктов, систем и услуг в каждой категории Премии "ЗУБР-2007" увеличивается количество номинаций. По предварительным прогнозам экспертов, в каждой категории должны появиться следующие виды номинаций: по классам оборудования, по классам (видам) защищаемых объектов, по отраслям, для которых предназначены те или иные системы, и по классам потребителей (крупный, средний, малый бизнес). Спе циальное нововведение 2007 г. - появление в каждой категории отдельных номинаций по услугам интеграции, аудита, консалтинга, обучения.

В связи с расширением количества номинаций, вероятно, претерпит изменение и сам подход экспертов к награждению участников. В цикле 2006 г. эксперты присуждали медали "продуктам вообще". И создавалась иллюзия выигрыша-проигрыша, а также определенной "случайности" выбора (ведь выбирали обладателей золотых, серебряных и бронзовых медалей из тех, кто подал заявки). В действительности конечно же при вынесении решения о присуждении медали того или иного достоинства эксперты руководствовались одним непреложным правилом, сформулированным на консультативных заседаниях по согласованию критериев: продукты в номинации не сравниваются между собой. Эксперты выносят решение, ориентируясь на позицию выдвинутого продукта по отношению к достоинствам/недостаткам имеющихся на рынке конкурентов. Именно поэтому одним из основных пунктов анкеты был и остается вопрос: опишите, чем ваш продукт (система, технология, услуга) отличается от имеющихся на рынке аналогов. И все же эксперты сейчас подумывают о некоторой модификации подхода к награждению продуктов. Звучат предложения отмечать наградами не продукт вообще, а его конкретные преимущества (особенности) по сравнению с имеющимися на рынке аналогами. Конечно же, это добавит работы экспертам, дополнительная нагрузка ляжет также и на консультантов. Весьма возможно, потребуются усилия и со стороны соискателей по более четкому позиционированию продукта в соответствии с согласованными критериями и по более внятной артикуляции уникальности торгового предложения. Но ситуация на рынке сейчас такова, что, с одной стороны, производителям все равно приходится заниматься этим, а с другой - во многих компаниях появляется новое поколение управленцев и маркетологов, которые уже осознают жизненную важность для бизнеса именно такого подхода. Впрочем, это пока предложения отдельных экспертов и участников рынка. Дирекция ожидает, что будет принято взвешенное и выгодное всем участникам Премии решение. Я очень рассчитываю, что потребители не станут затягивать этот процесс и уже в следующем номере журнала "Системы безопасности" мы сможем проинформировать читателя о принятых советами экспертов решениях.

Несколько простых шагов к участию в Премии

Если ваша компания намерена участвовать в Премии, то у нее есть 2 варианта поведения.

1 вариант. Дождаться, когда эксперты и консультанты, с учетом опросов посетителей выставок, сформируют списки продуктов, рекомендуемых к участию в Премии "ЗУБР-2007", и затем совершить шаги по схеме 1. Будьте готовы к тому, что эксперты в период подготовки к заседанию станут задавать вопросы вам и вашим потребителям по телефону, факсу, электронной почте, а также что у вас попросят предоставить дополнительную информацию о выдвинутом продукте (системе, технологии, услуге). Не удивляйтесь, если экспертам понадобятся ответы совсем не на те вопросы, которых вы ожидаете. Эксперты, выдвинувшие ваш продукт, наверняка знают о нем. Их задача - разобраться в деталях. В основном в том, как ваше оборудование (система, технология) проявило себя в период эксплуатации на конкретных объектах, каково качество оказываемых вами услуг. Если вы предельно честно и конкретно ответите на все поставленные вопросы, то сможете претендовать на высшие награды Премии. Как показывает опыт 2006 года, четкость ответов с цифрами и фактами в руках на вопросы экспертов - залог успеха.

2 вариант. Не дожидаться согласования экспертами списка для выдвижения на Премию "ЗУБР-2007", а выдвинуть свой продукт (систему, технологию, услугу) в инициативном порядке. Для этого необходимо совершить шаги по схеме 2.

Будьте готовы к тому, что эксперты будут в период подготовки к заседанию задавать вопросы по телефону, факсу, электронной почте вам и вашим потребителям. Как показывает опыт 2006 года, некоторые из экспертов захотят посетить вашу компанию для того, чтобы лучше разобраться в особенностях вашего продукта. Не старайтесь поразить экспертов обилием технических подробностей - сосредоточьтесь на экономической эффективности, полноте выполнения заявленных функций, простоте эксплуатации и возможностях расширения и интеграции с другими подсистемами безопасности. Отнеситесь с пониманием к тому, что эксперты могут абсолютно ничего не знать о вашем продукте (системе, технологии, услуге). И даже, как это ни ужасно звучит, ничего не знать о вашей компании. Эксперты - это ваши потребители, обеспечивающие более 60% закупок в тех сегментах, в которых вы работаете. И Премия - великолепный и достаточно доступный инструмент для привлечения внимания конкретных потребителей к конкретному продукту. Замечу: гарантированного внимания (в отличие, например, от выставок и корпоративных презентаций-семинаров).

От "ярмарки тщеславия" к системе честной игры

За все годы работы Премии эксперты получали от своего участия в ее процедурах едва ли не больше, чем соискатели. Что давала Премия в предыдущие годы участникам рынка?

  • Уникальный по своей простоте путь к людям, формирующим решения о закупках в компаниях-потребителях.
  • Самый эффективный в стране маркетинговый инструмент для вывода продуктов на новые рынки (несравнимый по своему значению, например, с традиционными фокус-группами).
  • Многочисленные поводы для PR-кампаний, которыми, впрочем, большинство из участников воспользовались далеко не в полной мере.

Что получали потребители?

  • Прямой доступ к нерекламной информации производителей (интеграторов).
  • Канал общения со своими коллегами-потребителями по поводу выдвинутых продуктов.
  • Площадку для обсуждения новейших тенденций в области безопасности, с учетом понимания которых формируются (корректируются) планы закупок.
  • Возможность проведения "мягких тендеров" (фактически - предтендерного рейтингования) поставщиков необходимого оборудования, систем, услуг.
  • Поддержку со стороны коллег и регуляторов своих планов по закупкам и модернизации.

Фактически потребители начали формировать свой клуб профессионалов в области безопасности. И их желание придать встречам экспертных советов Премии регулярный характер -лучшее тому подтверждение.

Какие новые инициативы выдвинули участники Премии?

Главное, чего захотели потребители, - доработать инструментарий Премии до полноценной системы информационной поддержки добросовестных производителей и качественных продуктов (систем, технологий, услуг). В своих инициативах потребители сформулировали желание проследить за дальнейшим развитием продуктов, чивших награды Премии в 2006 г. Зачем потребителям нужно это делать? Самое главное для них -знать, как эксплуатируется оборудование, система. Понимать, что модернизируется в процессе применения продукта на конкретном объекте для решения конкретных задач. Производители и ресселеры (особенно связанные с работой и для частных потребителей) со своей стороны сформулировали запрос на создание системы маркировки продуктов (оборудования, систем, технологий, услуг), прошедших аудит со стороны потребителей (напомню, что процедура добровольного аудита оборудования, систем, услуг, технологий со стороны потребителей была и остается сердцевиной Премии "ЗУБР").

Какой будет эта система? Что будет маркироваться? Возможно, сами продукты, прошедшие экспертизу (аудит) потребителей и признанные соответствующими высоким требованиям и критериям заказчиков. Возможно, отличия продуктов, выдвинутых на соискание Премии, от других. Тогда понадобится отдельная информационная система, в которой будут содержаться названия продуктов, участвующих в Премии, и маркировки их отличий. Можно печатать голографические наклейки. Или - простые знаки. Время для обобщения ваших предложений еще есть. Но не много.

Жду ваших писем по адресу zubr@groteck.ru. Надеюсь на вашу активность, чтобы уже в следующем номере журнала "Системы безопасности", который выйдет в сентябре, проинформировать вас о принятых на основе ваших предложений решениях.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2006
Посещений: 9754

  Автор

Власов Александр Викторович

Власов Александр Викторович

Издатель, директор по развитию бизнеса компании "Гротек"

Всего статей:  37

В рубрику "В центре внимания. Тесты " | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций