Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О требованиях к оснащению объектов средствами индивидуальной защиты при эвакуации людей при пожарах

О требованиях к оснащению объектов средствами индивидуальной защиты при эвакуации людей при пожарах


25.01.2019

О требованиях к оснащению объектов средствами индивидуальной защиты при эвакуации людей при пожарах

По основному показателю пожарного риска (количеству погибших на пожарах на 100 тыс.населения) Российская Федерация значительно уступает развитым странам мира (Финляндии, Швеции, США, Канаде, Китаю – в 7-10 раз, Великобритании и Германии – в 15-18 раз). Основной причиной гибели людей на пожарах (более 70%) является отравление продуктами горения. Даже при относительно небольшом возгорании может происходить быстрое задымление, в результате чего люди лишаются возможности покинуть опасную зону по причине непригодной для дыхания атмосферы на путях эвакуации.

Эффективным способом защиты от продуктов горения является применение средств индивидуальной защиты (СИЗ). Специальные СИЗ для защиты органов дыхания и зрения при эвакуации людей из задымленных помещений во время пожара (изолирующие и фильтрующие самоспасатели) выпускают более десяти отечественных предприятий. Применение СИЗ регламентировано Федеральным законом №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ст. 52,55,123). Однако закон содержит только общие требования, их детализация должна осуществляться в нормативных документах различных уровней.

Основным нормативным актом, устанавливающим порядок применения способов защиты людей на пожарах, является Постановление Правительства РФ №390 "О противопожарном режиме" (ППР 390). Однако ППР 390 не способствуют реализации требований закона. В ст.9 ППР 390 указано, что СИЗ должны обеспечиваться только дежурные на объектах с ночным пребыванием людей. Получается, что на объектах, в том числе с массовым пребыванием людей в дневное время, не должен обеспечиваться СИЗ даже персонал, организующий эвакуацию. Трагические события в "Зимней вишне" наглядно продемонстрировали пагубность такого подхода. Персонал торгового центра с началом пожара покинул здание в первых рядах вместо того, чтобы открывать двери, подавать сигналы, указывать пути эвакуации, оказывать помощь посетителям, взаимодействовать с сотрудниками пожарной охраны. Для выполнения таких функций люди, организующие эвакуацию, должны быть обучены, тренированы и обязательно оснащены СИЗ, без которых невозможно действовать в задымленной атмосфере.

Да и обеспечение СИЗ только дежурных на объектах с ночным пребыванием людей является явно недостаточным, поскольку эвакуация спящих людей, например, в гостинице или общежитии происходит с задержкой времени, что вынуждает осуществлять движение по уже задымленным коридорам и лестницам, в большинстве случаев это невозможно без СИЗ.

Кроме того, в соответствии с требованиями законодательства (ст.34 Федерального закона №69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст.71 ППР 390) при обнаружении пожара каждый гражданин обязан принять посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара. Любое возгорание сопровождается выделением дыма, в задымленной атмосфере без СИЗ принимать какие-либо меры невозможно, гражданин встает перед дилеммой: спасать собственную жизнь до блокирования дымом путей эвакуации или бороться с возгоранием. Даже при своевременном прибытии подразделений пожарной охраны небольшое возгорание превращается в большой пожар.

Ассоциация "Союз 01" неоднократно обращалась в МЧС России с предложением инициировать внесение изменений в ППР 390 в части оснащения СИЗ объектов с массовым и ночным пребыванием людей, а также мест хранения средств первичного пожаротушения. Однако внесение таких изменений пока не планируется. Основной мотивировкой отказов является ссылка на ст.53 ФЗ №123-ФЗ, в соответствии с которой"каждое здание и сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающее безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты".Такое требование реализуется в зданиях и сооружениях современной постройки, где планировка и оборудование противопожарными системами предусмотрены проектом. В большинстве зданий и сооружений старой постройки такое требование не выполняется.

Нормы оснащения и эксплуатации СИЗ для объектов защиты различного функционального назначения установлены в ГОСТ Р 58202-2018, вступающем в действие с 1 февраля 2019 г. Стандарт устанавливает требования по применению СИЗ в едином комплексе способов защиты людей от опасных факторов пожара. Определение необходимого количества СИЗ на объекте основано на принципе: если безопасность людей обеспечивается за счет других способов (объемно-планировочных решений, систем автоматического пожаротушения, дымоудаления, систем коллективной защиты), то в СИЗ нет необходимости. Такой подход не позволяет перегружать объект избыточными противопожарными средствами, но там, где допустимая величина риска другими способами не обеспечивается, СИЗ должны быть. Важными требованиями стандарта являются обеспечение СИЗ персонала объектов, организующего эвакуацию, а также обучение и проведение регулярных тренировок с этой категорией людей.

Вокруг ГОСТ Р 58202-2018 еще до вступления его в действие развернулись дискуссии, в основном по двум направлениям. Во-первых, оспаривается обязательность применения требований этого нормативного документа со ссылкой на добровольность применения стандартов. Такое утверждение противоречит требованиям ст. 46Федерального закона №184-ФЗ "О техническом регулировании", в соответствии с которыми до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к эксплуатации продукции, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению, если продукция соответствует цели защиты и здоровья граждан. В Российской Федерации нет технических регламентов, устанавливающих нормы эксплуатации СИЗ, поэтому положения ГОСТ Р 58202-2018 подлежат обязательному исполнению вплоть до принятия и вступления в силу таких регламентов.

Во-вторых, противники ГОСТ Р 58202-2018 ссылаются на сложность методики определения необходимого количества СИЗ на объекте, основанной на сопоставлении расчетного времени эвакуации с временем наступления критических значений опасных факторов пожара. Нельзя отрицать, что использование этой методики, в основу которой заложен расчетный аппарат ГОСТ 12.1.004-91, доступно только соответствующим специалистам. Однако вызывает недоумение, почему, например, к монтажу систем электрооборудования или водоснабжения объектов, ремонту автомобилей или бытовой техники мы привлекаем специализированные организации, а в системе обеспечения пожарной безопасности все должно быть просто и понятно любому пользователю. Прогнозирование возможного развития пожара на объекте гораздо сложнее, но оно может давать существенный эффект в обеспечении безопасности людей и сохранении имущества.

Необходимо отметить и тот факт, что основная доля гибели людей на пожарах приходится на жилой сектор, на который действие нормативных документов по оснащению СИЗ не распространяется. Обязанностью федеральных органов исполнительной власти является здесь только пропаганда мер пожарной безопасности. Но в жилом секторе находятся те же люди, которые трудятся в учреждениях и в организациях, а также их семьи. Лучший способ пропаганды – оснащение и обучение работающих (учащихся) людей. Практика проведения занятий в учреждениях и организациях показывает, что абсолютное большинство людей не имеют представления об имеющихся СИЗ для эвакуации при пожаре, а после ознакомления с ними у многих возникают вопросы, где такие средства можно приобрести для своей семьи.

Внесение в ППР №390 изменений, конкретизирующих требования Федерального закона №123-ФЗ в отношении применения СИЗ на объектах с массовым и ночным пребыванием людей, а также создающих условия для разработки и внедрения в практику нормативных документов по вопросам оснащения и эксплуатации СИЗ, будет являться важным шагом в повышении пожарной безопасности населения страны.