Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новые проблемы АЗС: лицензия на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта

Новые проблемы АЗС: лицензия на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта


29.01.2007

Правительство РФ приняло Постановление от 17 января 2007 г. N 18 "О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов". Действие данного Постановления потенциально может быть применено и к автозаправочным станциям, т.к. под взрывоопасными производственными объектами понимаются "опасные производственные объекты, на которых, в частности, получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), вещества, способные к самопроизвольному разложению с взрывом".

О том, что ждет теперь владельцев АЗС с введением лицензирования эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, рассказал исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Напомним, в июле 2006 года появилась информация о том, что в Минэкономразвития России на согласовании находится новый проект новой редакции постановления правительства РФ "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов", разработанный МЧС РФ совместно с Ростехнадзором, подлежащий принятию взамен действующего № 595 от 14.08.2002 г.

Российский топливный союз (РТС) направил в связи с этим ряд своих замечаний и предложений. МЭРТ РФ поддержал замечания РТС. Возникшие противоречия при согласовании нового положение о лицензировании были вынесены на рассмотрение Правительственной комиссии по административной реформе.

МЧС России направило проект постановления по данному вопросу в Правительство Российской Федерации с приложением следующих неурегулированных разногласий с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

Минэкономразвития России не поддерживает предложение МЧС России об отнесении автозаправочных станций и комплексов к пожароопасным производственным объектам, деятельность которых подлежит лицензированию, считая их объектами розничной торговли нефтепродуктами, на которых контроль за выполнением нормативных требований безопасности осуществляется органами МЧС России в порядке надзора в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности";

Минюст России полагает целесообразным исключить из проекта Положения Критерии отнесения объектов к пожароопасным производственным объектам, деятельность по эксплуатации которых подлежит лицензированию, аргументируя это тем, что в соответствии с подпунктом 29 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривается лицензирование эксплуатации пожароопасных производственных объектов в целом.

По мнению Арбитражного суда Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, существует необходимость нормативного правового регулирования проблемы квалификации объектов, использующих в своей деятельности легковоспламеняющиеся вещества и материалы, как пожароопасных, до принятия соответствующих технических регламентов, а также отнесения автозаправочных станций к пожароопасным производственным объектам, деятельность по эксплуатации которых подлежит лицензированию.

В декабре 2006 года на заседании Рабочей группы по вопросам планирования и совершенствования механизмов управления административной реформой при Правительственной комиссии по проведению административной реформы было рассмотрено новое Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, включающее Критерии отнесения объектов к пожароопасным производственным объектам, деятельность по эксплуатации которых подлежит лицензированию.

Однако, отмечает Григорий Сергиенко, в существующей нормативной правовой базе отсутствует четкое разграничение понятий пожароопасного и взрывоопасного объектов и критерии однозначного отнесения к ним автозаправочных станций, что позволяет выдвигать требования о двойном лицензировании одного и того же вида предпринимательской деятельности.

В связи с этим на заседании Рабочей группы по вопросам планирования и совершенствования механизмов управления административной реформой при Правительственной комиссии по проведению административной реформы было решено отметить наличие применяемого к АЗС и нефтебазам дублирующего лицензирования в сфере эксплуатации взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов. Также Правительственной комиссии по проведению административной реформы рекомендовали поручить Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос о целесообразности при лицензировании взрывоопасного производственного объекта одновременно осуществлять лицензирование этого объекта, как пожароопасного.

Правительственная комиссия по проведению административной реформы посчитала излишним принятие нового положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, а также решила, что если объект подпадает под критерии, позволяющие отнести его одновременно к пожароопасным и производственным объектам, то приоритетом пользуется Положение Ростехнадзора о лицензировании взрывоопасного производственного объекта, а как пожароопасный производственный объект он не лицензируется.

Правительственная комиссия по проведению административной реформы наметила рассмотреть вопрос об отмене лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов после принятия законопроекта об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов, что произойдет не ранее чем через 1,5 года.

Однако в Положении, подписанном Михаилом Фрадковым, данных замечаний не оказалось. В связи с этим, полагает Григорий Сергиенко, существовавшие у владельцев АЗС и нефтебаз проблемы с двойным лицензированием остаются и приобретают новую остроту.

Прокуратура и подразделения МВД в области экономической безопасности в ходе проверок будут требовать от владельца АЗС наличие лицензии на деятельность по эксплуатации пожароопасного производственного объекта согласно продолжающему действовать постановлению № 595 от 14.08.2002 г. и одновременно - лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта в соответствии с принятым постановлением № 18 от 17.01.2007 г. В итоге применительно к АЗС действуют требования двух лицензий – на деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов и на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов. Если прокурор в ходе проверки потребует у владельца АЗС лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта, а ее не окажется, то владельца АЗС оштрафуют или, в худшем случае, возбудят уголовное дело за незаконную предпринимательскую деятельность.

Однако Ростехнадзор, который выдает данную лицензию, не относит АЗС к опасным производственным объектам. В результате возникает правовая коллизия.

В соответствии с Постановлением от 17 января 2007 г. N 18 О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, "проверка возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" .

Однако это противоречит ст.3 закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…", где сказано, что действие данного закона не распространяется на объекты, признанные опасными. В тоже время Высший Арбитражный Суд признал АЗС пожароопасным производственным объектом. В результате есть фактическое определение, что АЗС – пожароопасный производственный объект. Поэтому на АЗС не должен распространяться закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…". Возникает вторая правовая коллизия в связи с принятием данного постановления.

Т.о., теперь владельцу АЗС и нефтебаз придется получать две лицензии. Стоимость лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта – 1300 рублей. Однако с процессом получения лицензии связаны негосударственные коммерческие структуры, которые взимают значительные средства за такие услуги, как, например, предлицензионное освидетельствование.

Так, по данным, предоставленным Российскому топливному союзу участниками рынка:

В Новосибирске стоимость предлицензионной подготовки документов одной АЗС составляет 16000 рублей, стоимость разработки и экспертизы паспортов безопасности АЗС – 18000 рублей, стоимость разработки и согласования плана ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов – 41000 рублей, стоимость договоров на абонентское обслуживание АЗС аварийно-спасательными формированиями – 6000 рублей.

Во Владимирской области – экспертиза промышленной безопасности – 40000 рублей, план ЛАРН – 50000 рублей, абонентское обслуживание по ЛАРН – 2000 рублей с каждой АЗС в месяц, абонентское обслуживание по пожаротушению – 2000 рублей с каждой АЗС в месяц.

Ленобласть - предлицензионное освидетельствование одной АЗС стоит 8000 рублей, паспорт безопасности – 20000 рублей, план ЛАРН –10000 рублей, абонентское обслуживание по ЛАРН – 5000 рублей.

Выборг - экспертиза промышленной безопасности – 90000 рублей, план ЛАРН –160000 рублей, абонентское обслуживание по ЛАРН – 41000 рублей.

Кириши - предлицензионное освидетельствование одной АЗС - 5900 рублей, паспорт безопасности – 2000 рублей, план ЛАРН –60000 рублей.

Столько существенная разница в цифрах объясняется тем, что в каждом регионе сумму каждой процедуры получения лицензии определяет частная коммерческая структура.

Источник: 0-1.ru
www.0-1.ru