Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Глаз да глаз

Глаз да глаз


15.01.2008

Глаз да глаз

Ростов-на-Дону станет первым российским городом, где суперсовременное электронное око будет день и ночь следить за жизнью граждан.

Фирменный поезд "Тихий Дон" прибывает на станцию Ростов-Главный из Москвы точно по расписанию - в 11.25. По заранее разработанной вместе с правоохранительными органами легенде мы, корреспонденты "Итогов", - двое злоумышленников, скрывающихся от правосудия, которым позарез нужно попасть в Ростов-на-Дону и при этом не угодить в руки милиционеров. Ростовские сыщики пообещали, что поймают нас без особых усилий. Попросили только заранее выслать наши фотографии. Да пожалуйста! Во всяком случае игра была честной - точного дня нашего приезда, естественно, никто не знал.

Выходим из вагона одними из последних в расчете раствориться в толпе пассажиров и встречающих. Надвинув на глаза шапки и замотавшись шарфами, смело направляемся по перрону, расценив свои шансы проскользнуть незаметно в здание вокзала, а потом и на площадь как достаточно высокие. В общей сложности предстояло пройти метров сто, чтобы покинуть территорию, подведомственную транспортной милиции. На самых подступах к вокзалу нам преградил дорогу невесть откуда возникший милицейский наряд. Мы предъявили документы, после чего были препровождены в дежурную часть для беседы. Честно говоря, до последнего момента было сомнение, что нас смогут вычислить. Но чтобы с такой легкостью? Во всем этом человек непосвященный уловил бы какой-то подвох. На самом же деле это была демонстрация того, как работает система оптико-визуального анализа, которую впервые обкатают в нашей стране именно на ростовском железнодорожном вокзале.

Узнать за 60 секунд

Это ноу-хау - лишь часть создаваемой в МВД глобальной информационно-телекоммуникационной системы, своего рода милицейского Интернета. Хитрая техника позволяет формировать базы фотоинформации по изображению лица, введенному с биометрической кодировкой. Эффективность новинки мы уже успели оценить. О том, как система работает изнутри, нам рассказал начальник отдела аналитического поиска Центра оперативно-разыскной информации при Северо-Кавказском УВД на транспорте капитан Константин Львов: "Во время загрузки фотографии задается целый ряд параметров. Затем компьютер кодирует изображение и сличает его с базой данных разыскиваемых лиц. Если есть хоть минимальное совпадение, то на монитор выводится сразу несколько карточек, на которых указывается вероятность попадания. Если она не менее 90 процентов, то сомнений нет - этот человек занесен в базу данных. Даже если человек изменил лицо с помощью пластической операции или была введена фотография двадцатилетней давности, система все равно определит его по ряду признаков". В основу алгоритма поиска заложен метод антропометрии черепа, учитывающий расположение лицевых костей, которые отвечают за форму переносицы, размер глазных впадин, форму лба и скул. Файлы хранятся в компьютерной памяти в виде карточек, содержащих фото- и биометрические характеристики, а также информацию о человеке - фамилия-имя-отчество, год рождения, в чем подозревается, за что разыскивается или за что ранее задерживался. При внесении данных в компьютер обязательно учитывается ряд требований. Главное - чтобы на фото были видны оба глаза, кодировка происходит именно по ним. Минимальный размер фотографии должен составлять не менее 640 на 480 точек (аналогично фото размером 9 на 12 сантиметров).

Уникальна разработка еще и тем, что в ней впервые удалось объединить возможности системы видеонаблюдения и классической криминалистической фотоидентификации. Сегодня в базе данных правоохранительных органов юга России содержится информация о 10 тысячах человек - это все те, кто находится в федеральном розыске, а также причастные к диверсионной и террористической деятельности и даже те, кто однажды нарушил общественный порядок на транспорте. Это на всякий случай.

Красный квадрат

Опознание в людской толпе происходит следующим образом. К системе подключается специальная видеокамера с автозахватом. Она сличает людей с базовыми данными. Эта техническая связка работает круглосуточно, не требуя при этом постоянного наблюдения. Человеку в погонах не обязательно сидеть неотрывно у монитора и наблюдать за всем, что происходит на территории вокзала. Техника все делает сама, а в нужный момент поднимет тревогу. К примеру, на мониторе каждый человек выглядит как небольшой квадрат. Если в поле зрения камеры попадет подозрительный тип, то компьютер автоматически подаст звуковой сигнал, выделит квадрат красным цветом и предоставит полную информацию о замеченном человеке. При этом наблюдение за ним продолжится. Сотрудникам милиции останется лишь принять решение: либо задержать подозреваемого, либо просто проследить за перемещениями человека, не представляющего оперативного интереса.

Система пока проходит апробацию. В дальнейшем, по словам правоохранителей, для полного охвата территории вокзального комплекса видеоконтролем предстоит установить не менее 16 камер. Однако уже сейчас ощущается эффект от внедрения новейшей техники. "Если ранее на вокзале был традиционно высоким уровень краж, то сейчас они минимальны. А если и случаются, то раскрываются по горячим следам", - убеждал нас заместитель начальника Северо-Кавказского УВД на транспорте, начальник МОБ СК УВДТ полковник Сергей Левченко. Кстати, мы довольно быстро смогли убедиться в правдивости его слов. Во время нашего общения с оперативниками в дежурную часть обратилась дама, у которой умыкнули кошелек. Операторы тут же взяли под особый контроль помещения вокзала, и ограбленная женщина опознала на экране человека, который крутился возле нее. Задержание вора было делом техники.

Кстати, кроме чисто криминалистической система имеет еще и "общечеловеческую" ценность. С ее помощью можно легко установить, кому принадлежат забытые вещи, кто покупал или сдавал билеты - то есть проследить всю цепочку событий с момента, как человек переступил порог вокзала или сошел с поезда. Однако все же главное его предназначение системы - предотвращение угрозы терроризма и экстремизма.

- После печальных событий в Испании, когда террористы привели в действие более десяти взрывных устройств в пригородных поездах, власти страны приняли беспрецедентные меры безопасности - в частности, полностью ограничив доступ провожающих и встречающих к поездам, - рассказывает начальник Северо-Кавказского УВД на транспорте генерал-майор милиции Игорь Жуков. - Теперь там всех пассажиров досматривают как в аэропортах. У нас даже после терактов, произошедших несколько лет назад в электропоездах, ни Минтранс, ни МВД не стали вводить таких драконовских мер, сделав ставку на качественное предупреждение преступлений террористической направленности. Мое личное мнение - эксперимент с системой "Фейсконтроль" уникален, удачен и действует на так называемых проблемных участках весьма продуктивно. Как бы преступник себя ни гримировал, аппаратура все равно распознает его. И еще один немаловажный аспект - видеоконтроль позволяет сократить количество милицейских патрулей. Но есть у нововведения и противники, утверждающие, что за людьми ведется слежка, нарушаются права граждан. Все эти разговоры заканчиваются, когда происходит что-то страшное. А вообще весь цивилизованный мир давно уже привык к присутствию видеонаблюдения в людных местах, и это в условиях современного мира вполне оправданно.По полной программе

Сотрудники Северо-Кавказского УВД на транспорте не скрывают, что уж коль Ростову-на-Дону выпала честь стать полигоном для испытания новейшей техники, то они используют этот шанс на полную. И одним железнодорожным вокзалом не ограничатся. В ближайших планах оборудование подобным видеонаблюдением аэропорта и речного вокзала.

Параллельно от стационарных систем сотрудники ростовской транспортной милиции переходят к использованию мобильных устройств видеонаблюдения, получивших название "Видеолок". Эта цифровая система регистрации видеосигналов уже устанавливается под потолком в пригородных электричках. Несколько купольных видеокамер, расположенных непосредственно в вагонах и тамбурах, постоянно сообщают машинисту о том, что происходит во время движения. Существуют еще и скрытые "глазки", о которых злоумышленники не догадываются. Если основную камеру они и могут вывести из строя, то до скрытых им не добраться. Зато, подобно "черным ящикам" в самолетах, камеры фиксируют поездку и хранят сведения о ней на электронно-цифровых носителях. По приходу поезда в депо можно без труда просмотреть все, что творилось в вагонах за целый день.

В недалекой перспективе специалисты планируют объединить все системы видеонаблюдения и контроля в одну. Если ростовский эксперимент признают удачным, его распространят на всю страну. Милицейские эксперты убеждены, что будущее именно за развитием подобной инфраструктуры безопасности в городах и на транспорте.

Источник: Итоги
www.itogi.ru/