Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Маркетинг во время кризиса

Маркетинг во время кризиса


02.12.2008

Маркетинг во время кризиса

Маркетинг, как управляющий инструмент, во времена кризиса мировой экономики становится, пожалуй, единственным инструментом ведения бизнеса.

Во времена кризиса рынок разделяется на две категории – "спящий" и "агрессивный". "Спящий" рынок, точнее не рынок, а компании, пребывают в ожидающей позиции, сокращают финансирование, сокращают штат сотрудников, свертывают программы диверсификации и т.д. "Агрессивные" компании, наоборот, развертывают "тяжелую бронтехнику" в виде программ мотивации и лояльности, наращивают рекламные площади, включают на полную мощность телефонные сбытовые коммуникации, то есть, всячески способствуют умножению информационного поля компании, тем самым, отягивая процент рынка на себя.

В текущем кризисе Россия пострадает меньше всех, она бы и вовсе не пострадала, если бы наш ЗВР состоял не из рецессионной валюты, а из драгоценных металлов таких как золото и платина (ЗВР РФ состоит на 97,5% из долларовой массы, оставшиеся 2,5% (450 тон) – золото). Как я уже писал ранее: "Инфляция в России – это фактический профицит денежной массы в долларовом эквиваленте от экспорта сырья и работа заинтерсованных проамериканских управленцев, таких как Алексей Кудрин".

Мое объяснение инфляции является обоснованием для анализа результатов кризиса. Но сейчас не об этом.

От кризиса пострадали только те компании, в экономическом росте которых участвовал западный капитал. Все остальные, не понимая, что сейчас происходит и как действовать в такой ситуации, заморозили инвестиции или вывели их в кеш.

Но если со "спящими" компаниями все более-менее понятно, им надо всего-лишь держать или стараться сдерживать текущий оборот, пускай потеряв при этом 15-20%, то "агрессивным" компаниям необходимо разрабатывать новую идеологию и концепцию присутсвия на рынке.

Алгоритм компании, придерживающейся агресивного маркетинга:

Во-первых, необходимо реалистично посмотреть на конкурентную среду. Снова проанализировать существующих конкурентов и выбрать те компании, которые по своей специфике хоть и являются конкурентными, но находятся в "спящей" стадии. Они могут быть крайне полезны как сравнительно малоприбыльный, но тем не менее, наполненный сырьем пункт логистики.

Во-вторых, необходимо трезво оценить собственный капитал и пересмотреть концепцию рекламного позиционирования. При кризисе маркетинговые коммуникации становятся дешевле, и как никогда становится важным "первый контакт". То есть, потребитель готов рассматривать ваше предложение, начиная с фразы: "У нас есть новость для Вас!". Становятся крайне важными холодные коммуникации и презентационная деятельность. Если вы в состоянии дать отстрочку или рассрочку платежей, то дайте. Причем, вы как качественный хозяйственник можете выдавать сырьевые кредиты, конечно, это уже ростовщичество и в Коране это смертельный грех, но сейчас кризис, а кушать хотят все. В том числе компании, которые готовы взять кредит под низкий процент, но на лояльных условиях возвращения этого кредита. Таким образом, вы увеличивете объем оборота продукции и получаете чуть большую, но отсроченную прибыль, фактически, это классическая бонусная система в действии.

В-третьих, в случае нехватки денежной массы рассмотрите возможность кредитования. Если бы мне нужен был кредит, я бы ехал не на Запад, а на Восток. В Японии кредиты выдаются безвозмездно. Вливание небольших сумм в производство и реализацию продукции смогут позволить расширить рамки расчетных вариантов и, тем самым, придадут вашей компании статус надежного и ЕДИНСТВЕННОГО поставщика. Кредитные расчетные инструменты для компании поставщика – это важный инструмент CRManagement. Ведь кризис ничего не изменил на рынке. Он сделал четкое разделение между платежеспособными компаниями и компаниями-донорами.

В-четвертых, развивайте альтернативные источники маркетинговой коммуникации. Очевидным маркетинговым инструментом во времена сокращения рекламного бюджета я вижу:

 * Корпоративное СМИ;

 * Корпортивный блог;

 * Холодная коммуникация (телефонный маркетинг);

 * Заказные статьи в национальных и местных СМИ;

 * Диверсифицированние CRM и расчетных инструментов;

 * Покупка клиентских баз у конкурентных компаний (или оплату конкурентам приведенных клиентов, пускай работают call-центром);

 * Покупка топ-менеджера и его команды.

В-пятых, многие компании имеют надежных "друзей" и партнеров в региональных сетях или компаниях, договоритесь с ними об аренде одного рабочего места для вашего менеджера и пошлите туда наилучшего менеджера, специализирующегося на этом регионе. Он на месте сможет определить глубину проблемы и заполучить множество мелких клиентов, которыми могут быть розничные торговые площадки, например, палатки (ларьки), и торговцы на рынках. Во времена снижения торгового оборота крайне важно захватывать те сектора рынка, в которых снижение уже произошло. Не брезгуйте занимать поле конкурента, если вы его не займете, то займет кто-то другой.

В-шестых, во времена кризиса, необходимо максимально плотно сотрудничать с государством. Такое сотрудничество может заключаться в получении котрактов на поставку оборудования и материалов, возможно, строительство и отделка социльного жилья и некоторых стратегических объектов. Дело в том, что правительство РФ крайне симпатизирует Кейнсианской концепции. Которая заключается в том, что при кризисе необходимо создать полную занятость посредством госзаказа на производство или выполнение некоторых работ. Сейчас запущено около 30 программ, которые могут стать серьезным толчком для компании любой отрасли.

В-седьмых, диверсифицируйтесь. Рынок перенасыщен компаниями, которые ничего не делают. Вкладывая деньги в развитие новых направлений, вы будете наращивать собственную мощь и за очень короткий период ваш бизнес станет главенствующим в сфере или секторе.

Из всего сказанного можно вывести несколько глобальных идей:

   1. Кризис – это модное веенье, которое не сильно затронуло основной актив – кошельки основной массы потребителей;

   2. Во времена, когда экономия стала пропагандироваться необходимо уравновесить маркетинг, направленный на развитие компании, и маркетинг, направленный на развитие рынка;

   3. "Агрессивный маркетинг" это нормальная стадия жизнедеятельности компании в обычных экономических условиях, но во время кризиса он превращается в рискованные коммуникации, следовательно надо выбирать и опираться на максимально надежные источники получения новых клиентов, избегая рискованных шагов, которые приведут к появлению "спящего" режима в развитии направления компании;

   4. Сейчас стоит задуматься о том, чтобы маркетинг поставить во главе компании, отбросив предубеждения по поводу несостоятельности кризис-менеджмента;

   5. Ваше преимущество в том, что вы можете пожертвовать сиюсекундной выгодой на благо следующего потребительского звена – разыграйте этот козырь;

   6. Компания, претендующая на прибыль во времена кризиса, должна быть эластичной по отношению к конкурентам, своевременно используя их в качестве подопечного источника;

   7. Бизнес – он как палец: прижал – больно, немного отпустил – нормально. Не бойтесь затягивать потуже ремешек, бойтесь быть пассивным участником рынка.

   8. Манипуляция рынком – это единственная правда для вас. Либо вы манипулируете рынком, либо рынок манипулирует вами. Вы хотите быть первым?

Стенли Соммерсби
www.djoen.ru