Президент РФ Дмитрий Медведев подписал сегодня указ "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте". Завершить ее создание планируется к 1 января 2014 года. О намерении подписать этот указ Медведев заявил после терактов в столичном метро, унесших жизни 39 человек.
Шойгу пояснил, что большой пилотный проект по обеспечению безопасности будет запущен в течение трех-четырех месяцев на одной из станций метро. После этого, по его словам, власти смогут понять, какие средства и какие сроки нужны для реализации всех мер. Он отметил, что работа будет сложная.
Министр подтвердил, что программа комплексной безопасности на транспорте должна быть утверждена в течение четырех месяцев. "До 31 марта 2011 года на особо опасных направлениях мы завершим эту программу, то есть уже в железе, и до 1 января 2014 года - по всем остальным объектам", - сказал Шойгу.
В итоге должна быть создана единая система безопасности. "Мы должны создать единую систему безопасности, которая есть у всех служб, и создать единый комплекс, который будет работать на объектах транспорта", - сказал глава МЧС.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин в свою очередь сообщил журналистам, что сейчас выявляются наиболее уязвимые места подземки. По каждому из 600 таких объектов будет создан план защиты.
Финансирование программы будет осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровнях. "Весь общественный транспорт сейчас находится на уровне муниципальном и региональном. И необходимо скоординировать эти бюджеты", - сказал Левитин по итогам заседания Совета безопасности.
Усиленные меры безопасности сохранятся в метро до 15 мая
В настоящее время в московской подземке действуют усиленные меры безопасности. Начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев заявил сегодня, что такой режим работы правоохранительных органов сохранится вплоть до 15 мая. "Что касается усиленных мер безопасности, то у нас впереди Пасха, майские праздники, 9 мая, я думаю, что до 15 мая они будут продолжены", - сказал он.
При этом Гаев добавил, что хотя подобные меры безопасности вряд ли сделают постоянными, вполне возможно, что метрополитен пересмотрит существующие нормативы.
Он также напомнил, что за последние несколько лет в столичном метро в два раза увеличилась численность постов милиции, что является достаточно эффективной мерой.
В то же время глава столичной подземки сообщил, что не считает целесообразным встраивать в установленные на входе в метро турникеты металлодетекторы. "Через турникет за минуту проходят 3 человека. Турникет сработает, что дальше? - цитирует Гаева ИТАР-ТАСС. - Имеющиеся технологические устройства не позволяют вести оперативную проверку пассажиров в плотной толпе".
Руководитель метро сослался на опыт американских коллег, которые после теракта с башнями-близнецами в Нью-Йорке установили аналогичные устройства в метро. "Через два дня они были демонтированы, потому что жизнь Манхеттена была парализована", - сказал он.
Гаев убежден, что необходимы принципиально новые прорывные технологические решения в этой сфере. По его словам, то, что существует на сегодняшний день в мире не позволяет эффективно противодействовать страшным проявлениям терроризма.
Он также высказался против отключения мобильной связи в метро. "Чтобы подорвать дистанционно, не нужен мобильный телефон, - сказал Гаев. - Те подрывы, которые происходили дистанционно, они происходили без помощи мобильной связи".
По данным главы метрополитена, за последние 15 лет в подземке удалось предотвратить 5 терактов. За это время в метро было обнаружено и обезврежено четыре заложенных взрывных устройства на станциях "ВДНХ", "Павелецкая", "Цветной бульвар" и "Третьяковская".
Кроме того, по его словам, за последние годы предотвращен теракт с "использованием смертника". "Это было возле станции "Рижская", когда террорист не выдержал присутствия милиции и стал уходить", - отметил Гаев.