Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Испытание системы безопасности в московском метро планируется завершить до 1 августа

Испытание системы безопасности в московском метро планируется завершить до 1 августа


06.07.2010

Испытание системы безопасности в московском метро планируется завершить до 1 августа

Пилотный проект комплексной системы обеспечения безопасности в московском метро будет реализован на станции "Охотный ряд". Об этом "Интерфаксу" сообщил источник в горадминистрации.

"Система будет включать новейшие системы информирования и оповещения населения, технические средства обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов, отравляющих и радиоактивных веществ", - уточнил собеседник агентства.

По его словам, в соответствии с распоряжением столичного правительства на основании предложений столичного ГУВД, управления ФСБ по Москве и Московской области, ГУ МЧС столицы разрабатывается техническое задание на создание пилотной зоны комплексной безопасности в московском метро.

Испытание системы безопасности планируется завершить до 1 августа.

Недавно в метро стали устанавливать газоанализаторы взрывчатых веществ. Профессионалы считают, что система, на которую потрачены огромные деньги, бесполезна. Оказывается, первые распознаватели газа заработали в столичной подземке еще в 2006 году. Тогда эксперимент признали провальным, пишет "Московский комсомолец", пообщавшись с ведущими специалистами в области охранных систем.

После двойного теракта на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры" прошло три месяца, после взрывов у метро "Рижская" и на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" - 6 лет, после взрыва на станции "Белорусская"-кольцевая - 9 лет. Пассажиры метро по-прежнему беззащитны.

В отчетах говорится о том, что за эти годы удалось оснастить видеокамерами поезда Кольцевой линии, частично - Сокольнической линии и Замоскворецкой линии. Это пока все. На станциях появились информационные панели, которые являются также точками экстренной связи с правоохранительными органами, а милиционерам раздали ручные металлодетекторы.

Еще в метро теперь есть чугунные ящики, в которые обнаруженные бомбы должны закладываться до приезда саперов. Это и есть обещанная в 2005 году "лучшая в мире система антитеррористической защиты". Ее планировалось установить в московском сабвее к 2008 году. Главная ставка была сделана на детекторы взрывчатки. Ее планировалось опробовать в 2006-м.

По данным разработчиков, тогда на станции действительно установили газовые анализаторы. Они исследовали потоки воздушных частиц при помощи датчиков химических и взрывчатых веществ. Правда, из взрывчатки датчики были в состоянии определить только ту, что была в жидком состоянии (это нитриты и динитриты), а твердые взрывчатые вещества на большом расстоянии пока не определяет никто в мире. В ходе эксперимента выяснилось, что газоанализаторы совершенно не подходят для подземного транспортного предприятия. Дело в том, что при работе с ними подразумевается полное безветрие. Добиться этого в метро невозможно. Поезда создают сильный ветер, поэтому электронные "носы" не успевают учуять запрещенные вещества. Эксперты сделали вывод о неэффективности данного метода защиты.

Спустя 4 года силовики реанимируют эксперимент. Как удалось выяснить "МК", фирма, ответственная за установку системы безопасности, принялась за другой вариант детекторов, более подходящих для ветреных станций метро. Это адсорбционные сенсорные датчики. Для них достаточно лишь одной попавшей на них молекулы для определения вещества, что повышает шанс поймать в воздухе метро потенциальную взрывчатку. Правда, только в том случае, если их установят в правильном месте. По словам экспертов, сначала газоанализаторы установили в метро наобум, в закутках станции. Там они ничего не ловили. Теперь датчики решено спрятать в красно-синюю информационную панель, установленную посреди станции "Белорусская"-радиальная. Очевидно, это придаст стойке хоть какой-то смысл, но предотвратить теракт таким образом невозможно. Террориста надо ловить на входе, чтобы успеть предупредить взрыв. Но именно там - самый сильный сквозняк. Получается замкнутый круг.

Однако руководство метрополитена, силовики и власти упорно возлагают на данный метод большие надежды и продолжают ждать результатов эксперимента. Очевидно, дело в том, что искать что-то другое уже некогда - 31 марта 2011 года, согласно Указу Президента РФ, в стране должна заработать комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте.

Масштабы внедрения детекторов огромны: их собираются устанавливать и на всех видах наземного общественного транспорта. На случай проноса в салон отравляющих или радиационно опасных веществ на входе установлены сразу три устройства: противопожарный датчик, радиационный (счетчик Гейгера) и газоанализаторы, способные улавливать следы различных химических жидкостей типа аммиака, хлора, а также взрывчатку. Кроме того, в программе говорится, что при входе пассажира будут снимать сразу три видеокамеры, установленные напротив каждой двери. Если перед дверями автобуса или внутри происходит ЧП, на бортовой компьютер водителя сразу поступит сигнал тревоги, и он по спецсвязи вызовет милицию. Уйти преступнику не удастся, до приезда стражей порядка он будет заблокирован в автобусе, в окружении пассажиров. Городская программа по оснащению города видеокамерами уже продемонстрировала, как легко мошенникам заполучить бюджетные миллиарды, показывая в течение нескольких месяцев силовикам одну и ту же "мульку".

Как любят говорить ответственные лица, стопроцентная защита от террористов все равно невозможна. Очевидно, пишет "МК", это значит, что не стоит и стараться.

Журналисты не в первый раз поднимают вопрос, куда делись выделенные на безопасность средства. Все, что получила Москва за свои 20 миллиардов - это овчарки. Очевидно, все остальные средства ушли на установку полутора сотен "колонн экстренного вызова", иронизировали журналисты. Которые еще и оказались муляжами. Выжившим при теракте на станции "Парк культуры" пришлось бежать наружу, чтобы сообщить о ЧП.

Источник: NEWSmsk