Зачем наблюдение в офисе?
Во-первых, решать традиционные задачи системы охранного телевидения. Думаю, у каждого интегратора есть пример, когда грамотно развернутая система позволяла оперативно раскрыть и ликвидировать последствия мелких внутренних краж. Во-вторых, системы видеонаблюдения позволяют не просто следить за трудовой дисциплиной, дублируя работу СКУД, но и оптимизировать ряд бизнес-процессов. Особенно эффективны системы видеонаблюдения в сетевом бизнесе. Если в небольшом офисе генеральный директор находится под одной крышей с персоналом, он в общем знает, чем дышит коллектив. Если же речь идет, например, об операторе сотовой связи, у которого много тысяч офисов по стране, система сбора, в том числе и видео/аудиоинформации, может помочь предотвратить развитие нештатных событий.
Где видеонаблюдение целесообразно?
Вообще говоря, чем в большем числе помещений ведется наблюдение, тем больший объем информации доступен анализу. В идеале видеонаблюдение целесообразно везде, кроме туалетов. Обязательно должны контролироваться все входы/выходы. Очень важно видеонаблюдение в помещениях, где опасность для персонала или оборудования повышена (серверные, лаборатории, производственные помещения, склады). А также в коридорах, на лестничных площадках и т.п. Видеонаблюдение необходимо в помещениях, где персонал общается с клиентами. В showroom можно поставить камеры и сделать изображение с них общедоступным в Интернете - для решения маркетологических задач.
Какие камеры выбирать?
В последнее время в офисах широко применяются миниатюрные купольные камеры. Они недороги и просты в установке, минимально нарушают интерьер. В офисах, где расстояния невелики, а дизайн (подвесные потолки, короба) допускает не очень сложную прокладку проводов, простые аналоговые камеры со стандартным разрешением и передачей сигнала по коаксиальному кабелю смогут удерживать свои позиции. Использование камер HD-SD технически возможно, однако экономическая целесообразность для небольших офисов сомнительна. В некоторых точках, например в showroom, целесообразно использование мегапиксельных IP-камер. При необходимости (например, в сетевом бизнесе) информацию, собранную как аналоговыми, так и IP-камерами, можно транслировать в сеть.
Используется ли аудиозапись?
Аудиозапись, например, в менеджерской или курилке не только сомнительна с правовой точки зрения, но и малопродуктивна. Другое дело - запись телефонных разговоров и очные переговоры с клиентами. Их анализ может положительно влиять на качество обслуживания. Скажем, при разборе претензий клиента. Само собой разумеется, клиенты должны быть предупреждены о записи.
А это законно?
Если камеры установлены открыто и хорошо видны, необходимости в дополнительных юридических действиях нет. Однако наличие замет - ных наклеек "ВЕДЕТСЯ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ" полезно. А достаточным условием следует считать издание приказа по организации о внедрении офисной CCTV, с которым каждый из сотрудников должен быть ознакомлен подлинную подпись.
Журнал "Системы безопасности" #3, 2013